Лидерско-Ролевое Обучение Собак

Ризеншнауцер Варг начинает осваивать курс начальной дрессировки ЛИРОС.

Ризеншнауцер  Варг и среднеазиатская овчарка Нора ждут дрессировщикаЭтот урок мы снимали на видео. К сожалению, мы еще не научились обращаться с недавно купленным фотоаппаратом и не знали, как выбрать правильную экспозицию. Поэтому получился недоэкспонированный материал. На видео, конечно, все видно. Но снятые с него фрагменты – фотографии очень неудачны. Приношу читателям свои извинения.

Обращаю Ваше внимание, что косым шрифтом (и фиолетовым цветом) я выделил описание моих действий, а прямым — комментарий к ним.

Буду благодарен, если подскажете, каким цветом лучше выделять уроки.

 

Уборка вольера и выгула.

Уборка вольера. Ризеншнауцер Варг ушел в будку.

Взяв в руки ведро, веник, совок и горсть корма, подхожу к двери вольера. Варг стоит напротив и внимательно смотрит на меня. Открываю дверь, окликаю собаку по кличке – «Варг!» и вхожу в вольер. Собака уходит в будку.

Вслед, одновременно с командой «Место», бросаю в будку корм .

Ставлю напротив вольера у двери ведро для мусора — «символ» уборки вольера. И начинаю подметать пол.

Уборка вольера. Бросаю очередную горсть кормаВ это время Варг, доев корм, делает попытку выйти из будки. Сразу окликаю его – «Варг!», делаю шаг к будке, и наполовину высунувшаяся собака, пятится назад. Повторяю команду —  «Место» и бросаю вторую горсть корма в будку.

Пока собака ест, подбирая кусочки корма с пола будки, я продолжаю уборку помещения, а когда вижу, что он доедает корм, то добавляю ему еще одну порцию корма – «Место».

Уборка закончена. Бросив последнюю горсть корма в будку («Место»), беру инвентарь и выхожу из вольера.

Дрессировка – основная часть.

Перехожу к основной части сегодняшнего урока.

Задача 1. Научить собаку, услышав кличку, смотреть в глаза дрессировщику, а по команде «Ешь» – съедать корм с руки.

Снова подхожу к двери вольера, и Варг, не дожидаясь команды, сразу убегает в будку. Он стоит в будке и смотрит на меня.

Среднеазиатская овчарка Нора заняла наблюдательный постУстанавливаю зрительный контакт с ВаргомСреднеазиатская овчарка, Нора, которая живет в соседнем вольере, сразу занимает «место для зрителей». Она запрыгивает на свою будку, затем встает передними лапами на разделяющую вольеры перегородку и следит за дрессировкой Варга через щель между верхними досками.

Окликаю собаку – «Варг!» и подношу руку с кормом к своему подбородку. Смотрю внимательно ему в глаза, а затем даю команду «Ешь» и протягиваю руку с кормом к решетке двери. Собака выбегает из будки и съедает корм с открытой ладони, после чего сразу убегает в будку.

По команде Ешь - Варг выбегает из будки и съедает корм с рукиТакое поведение Варга говорит о том, что он не очень доверяет мне и знает, где можно спрятаться от моего влияния.

Снова повторяю прием и на этот раз, Варг съедает корм и остается возле двери вольера.

Делаю еще две пробы, чтобы закрепить это поведение. Задача по установлению зрительного контакта и поеданию корма с руки по команде «Ешь», выполнена, и я перехожу к следующей.

Задача 2: подходить к дрессировщику по команде «Ко мне» и садиться перед ним.

Даю команду Ко мне, но Варг не желает выходить из будки

Открываю дверь, даю команду «Место» и вхожу в вольер. Варг сразу убегает в будку, вслед ему я бросаю несколько кусочков корма.

Подношу руку с кормом к носу собаки, даю команду «Ко мне» и делаю попытку выманить собаку из будки. Но Варг не реагирует на корм и не выходит. Вместо этого, он снова начинает искать корм в будке.

Собака не хочет идти на прямой контакт со мной. Чтобы выманить собаку из будки, применяю обходной маневр.

По команде Гуляй - Варг выходит из будки и ест брошенный на пол корм

Снова подношу руку с кормом к носу собаки, после чего даю команду «Гуляй» и бросаю корм на пол перед будкой. И Варг сразу выскакивает из будки и начинает подбирать корм с пола вольера.

Еще раз пробую подозвать собаку к себе (Ко мне), но Варг не подходит, и я снова отступаю, упрощая задачу. Ведь для меня важно, чтобы он как можно больше съел корма, не важно, какие слова-команды я буду при этом произносить.

 «Варг!» — «Ешь» — я протягиваю к нему руку с кормом, и Варг без колебания делает шаг в мою сторону и съедает корм с ладони!

Варг не подходит ко мне по команде Ко мне, но съедает корм с руки по команде ЕшьВарг - Ешь - собака выходит из будки и подходит ко мнеЭто небольшой, но явный успех собаки! Съев корм, Варг сразу убегает в будку, и я снова делаю попытку выманить его из убежища.

Варг (зрительный контакт) – Ешь (протягиваю к морде ладонь с кормом и сразу отвожу ее от будки). На этот раз Варг тянется за кормом, выходит из будки, подходит ко мне и съедает корм с руки!

Еще один успешный шаг собаки навстречу дрессировщику! Ну, скажите, на милость, какая мне сейчас разница по какой команде собака подошла ко мне?

Варг садится и смотрит на меняПосле этого он садится передо мной и смотрит на меня. Это очень хороший признак. Раз собака садится, значит она внутренне расслаблена и не испытывает с моей стороны иерархического давления!

Раз Варгу нравится, то пусть подходит ко мне по команде «Ешь»!

Подношу руку с кормом к носу сидящей собаки, даю команду Ешь, после чего отступаю на шаг и отвожу руку от собаки. Варг вскакивает, делает шаг в мою сторону и съедает корм с вытянутой руки.

Еще один шаг навстречу друг к другу сделан!

Идем дальше.

Сидеть - после чего сажаю жестом руки

Варг - зрительный контактПодношу руку к носу собаки, даю команду Сидеть и поднимаю руку с кормом наверх. Варг задирает голову вверх, но так ему становится неудобно и он садится, сразу получая за это корм. При этом он, не задумываясь, съел корм с руки!

Теперь я должен сразу отменить команду и перевести его в свободное положение.

«Варг!» — (зрительный контакт) – «Гуляй» (опускаю руку от своего подбородка вниз и в сторону, раскрывая ладонь). Варг вскакивает и съедает корм с руки.

Гуляй - перевод в свободное положениеПовторяю упражнение еще один раз и возвращаюсь к предыдущей задаче – обучению подходить по команде «Ко мне».

Сначала делаю это без команды, чтобы собака сосредоточилась на движении и не отвлекалась на мой голос.

Без команды, подношу руку с кормом к носу собаки и начинаю манить ее к себе. Как только Варг сделал несколько шагов в мою сторону, я поднимаю руку вверх, вынуждая его сесть. Севшая собака сразу получает корм.

Возвращаю собаку в свободное положение (Варг – зрительный контакт – Гуляй).

Снова пробую подозвать собаку командой «Ко мне».

Подношу руку к носу собаки – «Ко мне», начинаю подманивать его к себе, показывая корм в ладони. Собака следует за моей рукой, затем, когда я поднимаю руку верх (вдоль своего тела к подбородку), он садится и сразу получает корм.

«Варг!» — зрительный контакт – «Гуляй» (перевожу его в свободное положение).

Повторяю упражнение и снова успех – Варг подходит ко мне по команде!

Корм с руки он хватает жадно, часто больно прикусывая кожу. Я чувствую, как мощны его челюсти и понимаю, что он вовсе не собирается прятать от меня присущую ему агрессию.

Задача 3: – научить Варга, не реагировать на мою левую руку с поводком во время пристегивания его к ошейнику.

Делаю я это следующим образом.

Приучение Варга не реагировать на левую руку с поводком

Подзываю собаку, сажаю перед собой, а затем, давая команду Ешь, подношу к носу собаки правую руку с кормом, а другой (левой), с карабином поводка в ладони, касаюсь сбоку головы собаки.

Так я не только приучаю Варга не бояться приближения к голове и шее своей левой руки с поводком, но и начинаю обучать его находиться в сидящей позе необходимое мне время, дожидаясь команды отпуска – Гуляй. То есть отрабатываю параметр «ожидание» в его прикладной, а не спортивной (формальной) форме.

Повторив упражнение еще два раза, перевожу Варга в свободное положение. Не забывайте – «Варг!» — зрительный контакт – «Гуляй» (собака, вскочив на четыре лапы, получает корм).

Искусство дрессировщика заключается в том, чтобы собака не успела почувствовать что-то неладное и не испугалась. Так как испуг у доминантных собак вызывает агрессивную реакцию!

На всякий случай Варг проверил пути возможного отступления и, воспользовавшись минутной паузой, сбегал в будку, а затем снова вышел из нее. Это очень хороший знак. Собака проверила путь к отступлению, но готова продолжать наше сотрудничество!

А я решаю двигаться дальше.

Сидеть - беру в руку болтающийся конец ошейника

Сидеть - пристегиваю левой рукой поводокСнова подзываю и сажаю перед собой собаку. «Сидеть»  – даю корм и одновременно приближаю левую руку к шее собаки.

«Сидеть» – правой рукой даю корм, а левой рукой беру болтающийся конец ошейника и поворачиваю ошейник так, чтобы кольцо заняло удобное для пристегивания карабина положение.

Варг на поводке!

«Сидеть» – даю корм, а левой рукой пристегиваю карабин к ошейнику.

Варг – зрительный контакт – «Гуляй!» (перевожу его в свободное положение).

Ура! Собака у меня в руках, то есть на поводке! И можно приступать к дрессировке Варга по курсу начальной дрессировки ЛИРОС.

Задача 4: разучить первую и вторую формы социального взаимодействия у первого ресурса – Чашки

Первая форма социального взаимодействия: по команде Ешь – съешь корм в чашке:

Подношу руку с кормом к носу собаки, даю команду «Ешь», после чего маню его к чашке для корма и бросаю в нее корм. Варг следует за рукой и сразу съедает корм в чашке.

Подношу руку с кормом к носу собаки – «Варг!» (зрительный контакт) – «Гуляй» (делаю шаг в сторону от чашки и даю следующей за мной собаке корм с руки).

Подношу руку с кормом к носу собаки - Ешь

Бросаю корм в чашку и Варг съедает корм

Гуляй - отвожу ризеншнауцера от чашки

 

 

 

 

 

Примечание. Во время движения собаки к чашке вслед за рукой с кормом, левой рукой я слегка одергиваю за поводок, приучая собаку к этому информационному сигналу, означающему – «Не тяни поводок!».

Делаю еще одну пробу и перехожу к следующей задаче.

Вторая форма социального взаимодействия: без команды – не ешь корм в чашке:

Варг тянется к чашке с кормом и не реагирует на мои сигналы

Подношу руку с кормом к носу собаки, маню его к чашке для корма и бросаю несколько кусочков корма в чашку, другую часть корма оставляю в ладони.

Варг бросается к чашке, но я удерживаю его за поводок и предлагаю съесть оставшуюся в раскрытой ладони часть корма.

Варг не понимает, что от него требуется и не обращает внимания на предлагаемый ему корм. Тогда я решаю помочь ему.

Даю команду «Ешь» и снова протягиваю ему руку. Варг замечает корм в руке, съедает его и снова тянется к чашке с кормом.

Я окликаю его – Варг и оттаскиваю от чашки. Но отвести собаку от чашки не удается и мне ничего не остается делать, как разрешить ему съесть корм в чашке. Даю команду «Ешь» и отпускаю поводок.

Когда Варг съедает корм, устанавливаю зрительный контакт – «Варг!» – «Гуляй» (Варг следует за мной и сразу получает корм).

Снова повторяю упражнение. И на этот раз, остановленный поводком у чашки с кормом Варг, не только съедает корм с ладони, но и следует за мной по команде «Гуляй» от чашки.

Отведя собаку от чашки с кормом, я вновь устанавливаю зрительный контакт с собакой – «Варг!» и как только наши взгляды встречаются, даю команду «Ешь», жестом руки посылая его к чашке с кормом.

После поедания корма, снова устанавливаю зрительный контакт и отвожу его от пустой чашки.

Варг уже без сопротивления следует за мной, и я удивляюсь, как быстро он схватывает суть моих требований. Ведь со второй попытки упражнение получилось!

Можно переходить к повторению этих упражнений у второго «ресурса» – Будки (места для отдыха собаки).

Задача 5: разучить первую и вторую формы социального взаимодействия у второго ресурса – Будки (места для отдыха)

Первая форма социального взаимодействия: по команде «Место» – уходи в будку:

Подношу руку с кормом к носу собаки, даю команду «Ешь», после чего маню собаку к будке и бросаю в нее корм. Варг следует за рукой с кормом, уходит в будку и съедает корм.

Как только его нос появился у лаза, я протягиваю руку с кормом, даю команду «Гуляй»  и вывожу собаку из будки.

Подношу руку с кормом к носу собаки - Место!

Гуляй - вывожу ризеншнауцера из будки

Варг выходит из будки и получает корм

 

 

 

 

Поскольку это упражнение уже усвоено собакой, сразу перехожу ко следующему.

Вторая форма социального взаимодействия: без команды не уходи в будку:

Подношу руку с кормом к носу собаки и маню его к будке. Часть корма бросаю в будку. Варг делает попытку забежать в будку, но я останавливаю его, натягивая поводок и скармливая оставшуюся в ладони часть корма.

«Варг!», пытаюсь установить зрительный контакт, но собака как стрелка компаса неотрывно смотрит внутрь будки. Я оттаскиваю его от будки за поводок, а когда собака следует за мной, то даю команду «Гуляй» одновременно предлагая ей корм.

По сути, я предлагаю Варгу полноценный обмен. Вместо корма в будке, получи корм, который лежит на моей раскрытой ладони!

Разворачиваю собаку по направлению к будке. И, поскольку, устанавливать зрительный контакт с собакой не имеет смысла, отправляю ее в будку командой «Место», дополненной жестом правой руки, протянутой в направлении будки.

После поедания корма, даю команду «Гуляй» и вывожу Варга из будки.

Гуляй - отвожу от будки, в которой находится корм и даю корм с руки

Повторяю упражнение, и на этот раз Варг прекрасно справляется с ним. Везде, где требуется, он смотрит мне в глаза и это очень большое его достижение.

Как видите, вся схема упражнений аналогична упражнениям у ресурса «Чашка», меняются только команды. Вместо «Ешь», дается команда «Место»!

Я не перестаю удивляться той скорости, с которой собака схватывает предлагаемую ей обучающую информацию!

Ускоренно повторяю все упражнения данного урока:

  1. «Ко мне» – подход, посадка, зрительный контакт, перевод в свободное положение – две пробы
  2. Чашка (первая форма – по команде «Ешь» съедай корм в чашке) – одна проба
  3. Чашка (вторая форма – без команды не ешь корм в чашке) – одна проба
  4. Будка (первая форма – по команде «Место» уходи в будку) – одна проба
  5. Будка (вторая форма – без команды не уходи в будку) – одна проба

Все упражнения Варг делает правильно, без ошибок. Мне остается только напоить собаку и на этом закончить урок.

Варг стоит рядом со мной, я осторожно протягиваю руку к ошейнику и отстегиваю поводок. Затем подношу руку с кормом к носу собаки, даю команду «Место» и отправляю его в будку.

Пока он ест корм в будке, я выхожу из вольера, чтобы взять емкость с водой.

Задача 6. Поение собаки

Подхожу к двери вольера, открываю дверь, окликаю собаку – «Варг!», даю команду «Место» и захожу в вольер.

Варг уходит в будку, вслед ему я бросаю горсть сухого корма.

Пока Варг подбирает корм с пола будки, наливаю в чашку воду. Доев корм и высунувшись из будки, Варг начинает пить воду.

Его мучит жажда и никакие команды не способны оторвать его от воды. Мы сделали сегодня немало, я доволен проделанной работой. Последний раз бросаю взгляд на жадно лакающую собаку и выхожу из  вольера.

Используемые приемы.

Сегодня я на практике дрессировки Варга показал применение нескольких важных положений:

  1. При обучении Варга я использовал пищевое подкрепление
  2. Идти к цели необходимо маленькими шагами, используя метод постепенного приближения
  3. Надо быть всегда готовым отступить от схемы и предложить собаке форму упражнения, с которой она, безусловно, справится
  4. Иметь чувство такта и не перегружать собаку лишними повторениями одного и того же упражнения
  5. Следить за заинтересованностью собаки в предлагаемых заданиях
  6. Всегда радоваться достижениями питомца – собаки это очень хорошо чувствуют
  7. Работать с собакой только в хорошем, приподнятом настроении

Результаты и выводы.

Напомню сегодняшние достижения ризеншнауцера Варга:

  1. Варг перестал прятаться в будке и пошел на контакт с дрессировщиком
  2. Освоил обучающий алгоритм (последовательность действий дрессировщика при освоении приемов)
  3. По команде «Место» — уходит в будку и сидит там, ожидая команды «Гуляй» (разрешение покинуть будку)
  4. После команды «Ко мне» — стал подходить и садиться
  5. По команде «Гуляй» — переходит в свободное положение, а если дрессировщик находится в движении, то Варг следует за ним
  6. Садится по команде «Сидеть» и жесту руки
  7. По команде «Ешь» — съедает корм в чашке для корма
  8. Без команды – не подходит к чашке, а следует за дрессировщиком, ест корм по команде «Ешь»

Конечно, это еще стадия «объяснения» собаке моих требований. Это еще не послушание, но значительный шаг к нему, поскольку сегодняшнее занятие показало, что все эти обучающие схемы теперь понятны собаке, и можно переходить к тренингу, набирая необходимое для создания привычки количество повторов.

Сегодня мы с Варгом сделали очередной и очень большой шаг навстречу друг к другу через освоение упражнений программы начальной дрессировки ЛИРОС.

Варг необычайно контактная, быстро схватывающая все на лету собака. Напомню, что по моим наблюдениям, доминантные (агрессивные) собаки более обучаемы (в первую очередь – формам социального взаимодействия), по сравнению с собаками других психофизиологических типов. И ризеншнауцер Варг не стал исключением из этого правила!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 + 9 =

Translate »