СОБАКА БЕЗ ПРОБЛЕМ

Отзывы специалистов на книгу Плоскова К.Н. «Новая методика лидерско-ролевого обучения собак (ЛиРОС). Курс начальной дрессировки» — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. — 156 с.

Книга Методика ЛиРОС

 

Отзыв профессора-консультанта ВНИИ охотничьего хозяйства и звероводства им. проф. Б. М. Житкова РАСХН, доктора биологических наук Сергея Александровича Корытина.

Доктор биологических наук, этолог Корытин С. А.Автор предлагаемой читателю книги Константин Николаевич Плосков биолог-охотовед по образованию со студенческих времен проявил незаурядный интерес к дрессировке собак. Более 14 лет он профессионально занимается ею, сочетая практику с исследовательской работой в этом направлении.

Поражает целеустремленность и упорство автора. Несмотря на значительные трудности, он все эти годы неустанно шел по избранному пути. Ставя эксперименты, изыскивая эффективные приёмы и подходы в обучении собак, Плосков разработал свою Методику начальной (иерархической) дрессировки, которой и посвящена настоящая книга.

Методика Плоскова дает возможность сформировать психически устойчивую, послушную, без вредных привычек собаку, безопасную для хозяина и окружающих людей. Она пригодна для обучения собак любого возраста декоративных, служебных и охотничьих пород (в том числе агрессивных и трусливых особей), позволяет корректировать поведение животного, исправлять уже имеющиеся у него вредные и нежелательные привычки. Может быть использована как владельцами собак, так и профессиональными дрессировщиками. Эта методика впитала в себя уже известные эффективные наработки, но в главном обладает существенной новизной.

В отличие от имеющихся наставлений она имеет теоретическую основу, учитывающую филогенез собаки, её происхождение от волка и социальные иерархические порядки волчьей стаи. Все фрагменты курса Плоскова связаны с использованием сохранившихся у собаки родовых элементов поведения. Как известно, собака «сделана» человеком из волка и относится систематиками к роду волков (Canis).

Курс включает не только обучение собаки, но и обучение её владельца, который учится быть лидером, а также умению поддерживать выработанные у животного навыки. Началу дрессировки должно предшествовать основательное детальное изучение (путем анкетирования) индивидуальных особенностей поведения собаки, условий её жизни, взаимоотношений с владельцем и членами его семьи.

Многочисленные анкетные вопросы, их формулировки отработаны и широко опробованы автором в практической работе. Полученные таким путём сведения облегчают постановку «диагноза», избрание индивидуальных дрессировочных акцентов. Плосков опробовал также пять различных схем работы дрессировщика с собакой и её хозяином и указывает положительные стороны и недостатки каждой из них.

Методика Плоскова предъявляет высокие требования к владельцу собаки и членам его семьи. Она предусматривает неукоснительное, скрупулёзное выполнение ими всех установленных автором правил взаимоотношений с животным, как в процессе дрессировки, так и вне её. Необходимо достичь безоговорочного и постоянного послушания собаки. Это, обычно, требует смены установившихся привычек, определённых волевых усилий и терпения. Зато в результате человек получает ничем не омрачённую радость общения с безукоризненно воспитанным четвероногим помощником и другом, вызывающим восхищение у окружающих.

Нередко у собаки, дрессируемой по наставлению Плоскова, сами собой, без специального обучения исчезают многие нежелательные формы поведения. Эти факты интересны не только в практическом, но и в научном плане.

Появление «Методики начальной (иерархической) дрессировки собак» назрело и в какой-то степени продиктовано современной картиной использования этих животных. Как известно, во всем мире растёт количество собак, исполняющих роль друга, компаньона, члена семьи. Всё больше людей приходят к пониманию того, что собака может быть не только незаменимым помощником (охрана, сыск, охота и др.), но и украшать нашу духовную жизнь, помогать формированию нравственного отношения к животным и к природе в целом. Предлагаемое читателю наставление будет содействовать еще большему сближению человека и собаки.

Профессор-консультант ВНИИ охотничьего хозяйства и звероводства им. проф. Б. М. Житкова РАСХН, доктор биолог.наук С. А. Корытин.

 

Отзыв кандидата психологических наук, доцента кафедры социально-гуманитарных наук гуманитарного факультета Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения Зафаржана Раимжановича Душабаева.

Психолог, зоопсихолог Душабаев З. Р.Автор рецензируемой книги Константин Николаевич Плосков, имея фундаментальное университетское биологическое образование, на протяжении последних тридцати лет занимается научным исследованием поведения животных. Благодаря университетскому кругозору Плоскову К.Н. удалось соединить в своей работе экспериментальное изучение поведения животных с научно-психологическим анализом результатов наблюдений.

При разработке новой методики лидерско-ролевого обучения собак автор совершенно справедливо исходит из фундаментального положения современной психологии о том, что социально-психологический уровень регуляции поведения является ведущим и определяющим по отношению к индивидуально-психологическому уровню регуляции поведения особи. Правильно подметив наличие у собак (оставшихся от их предков волков) генетической предрасположенности к стайному поведению, автор пытается включить дрессировщика в социально-психологическую структуру взаимоотношений человека и животных. С точки зрения К.Н. Плоскова, собака смотрит на человека как на члена стаи, лидерское положение которого она при определенных условиях готова признать и занять подчиненное положение со всеми вытекающими отсюда последствиями. Суть разработанной К.Н. Плосковым технологии обучения как раз и заключается в умении специально создавать ситуации, в которых собака будет вынуждена сыграть роль последователя (или, иначе выражаясь, ведомого). Биолог К.Н. Плосков реализует на практике социометрические идеи американского психолога Джекоба Морено, который полагал, что законы, открытые социальной психологией, являются ключом к преобразованию мира.

Психолог, зоопсихолог Душабаев З. Р. за кафедройСобака, предрасположенная признавать в человеке лидера взаимоотношений, начинает перестраивать свое поведение в свете изменившейся психологической ситуации. С точки зрения К.Н. Плоскова агрессивность и непослушание собаки – это издержки того, что хозяин не исполняет роль лидера. Дрессировщик, следуя указаниям К.Н. Плоскова, теперь выступает в роли лидера и инициирует различные варианты «желательного» поведения собаки. Как только собака усваивает свою роль ведомого и признает у дрессировщика статус лидера, обучение престает носить характер «конфликта интересов» и поведение четвероного питомца нормализуется. Наиболее интересен факт, отмечаемый в наблюдениях Плоскова: в связи с усвоением собакой статуса ведомой особи у животного спонтанно исчезают некоторые «нежелательные» для хозяина формы поведения.

Думается, что оригинальная методика лидерско-ролевого обучения собак, разработанная К.Н. Плосковым является значительным вкладом в практическую зоопсихологию, призванную не только познавать, но и уметь строить гуманные взаимоотношения с животными – историческими спутниками человека. Не случайно является общепризнанным, что человеческое начало в человеке, прежде всего, проявляется в его отношении к животным. Поэтому представляется, что авторская разработка К.Н. Плоскова, пронизанная идеей гуманного отношения к животным без труда найдет своего ценителя.

Кандидат психологических наук, доцент

кафедры социально-гуманитарных наук

гуманитарного факультета Санкт-Петербургского

государственного университета

аэрокосмического приборостроения

З.Р. Душабаев

22 марта 2010 г.

Translate »