СОБАКА БЕЗ ПРОБЛЕМ

Специалистов

Отзывы специалистов на книгу Плоскова К.Н. «Новая методика лидерско-ролевого обучения собак (ЛиРОС). Курс начальной дрессировки» — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. — 156 с.

Книга Методика ЛиРОС

 

Отзыв профессора-консультанта ВНИИ охотничьего хозяйства и звероводства им. проф. Б. М. Житкова РАСХН, доктора биологических наук Сергея Александровича Корытина.

Доктор биологических наук, этолог Корытин С. А.Автор предлагаемой читателю книги Константин Николаевич Плосков биолог-охотовед по образованию со студенческих времен проявил незаурядный интерес к дрессировке собак. Более 14 лет он профессионально занимается ею, сочетая практику с исследовательской работой в этом направлении.

Поражает целеустремленность и упорство автора. Несмотря на значительные трудности, он все эти годы неустанно шел по избранному пути. Ставя эксперименты, изыскивая эффективные приёмы и подходы в обучении собак, Плосков разработал свою Методику начальной (иерархической) дрессировки, которой и посвящена настоящая книга.

Методика Плоскова дает возможность сформировать психически устойчивую, послушную, без вредных привычек собаку, безопасную для хозяина и окружающих людей. Она пригодна для обучения собак любого возраста декоративных, служебных и охотничьих пород (в том числе агрессивных и трусливых особей), позволяет корректировать поведение животного, исправлять уже имеющиеся у него вредные и нежелательные привычки. Может быть использована как владельцами собак, так и профессиональными дрессировщиками. Эта методика впитала в себя уже известные эффективные наработки, но в главном обладает существенной новизной.

В отличие от имеющихся наставлений она имеет теоретическую основу, учитывающую филогенез собаки, её происхождение от волка и социальные иерархические порядки волчьей стаи. Все фрагменты курса Плоскова связаны с использованием сохранившихся у собаки родовых элементов поведения. Как известно, собака «сделана» человеком из волка и относится систематиками к роду волков (Canis).

Курс включает не только обучение собаки, но и обучение её владельца, который учится быть лидером, а также умению поддерживать выработанные у животного навыки. Началу дрессировки должно предшествовать основательное детальное изучение (путем анкетирования) индивидуальных особенностей поведения собаки, условий её жизни, взаимоотношений с владельцем и членами его семьи.

Многочисленные анкетные вопросы, их формулировки отработаны и широко опробованы автором в практической работе. Полученные таким путём сведения облегчают постановку «диагноза», избрание индивидуальных дрессировочных акцентов. Плосков опробовал также пять различных схем работы дрессировщика с собакой и её хозяином и указывает положительные стороны и недостатки каждой из них.

Методика Плоскова предъявляет высокие требования к владельцу собаки и членам его семьи. Она предусматривает неукоснительное, скрупулёзное выполнение ими всех установленных автором правил взаимоотношений с животным, как в процессе дрессировки, так и вне её. Необходимо достичь безоговорочного и постоянного послушания собаки. Это, обычно, требует смены установившихся привычек, определённых волевых усилий и терпения. Зато в результате человек получает ничем не омрачённую радость общения с безукоризненно воспитанным четвероногим помощником и другом, вызывающим восхищение у окружающих.

Нередко у собаки, дрессируемой по наставлению Плоскова, сами собой, без специального обучения исчезают многие нежелательные формы поведения. Эти факты интересны не только в практическом, но и в научном плане.

Появление «Методики начальной (иерархической) дрессировки собак» назрело и в какой-то степени продиктовано современной картиной использования этих животных. Как известно, во всем мире растёт количество собак, исполняющих роль друга, компаньона, члена семьи. Всё больше людей приходят к пониманию того, что собака может быть не только незаменимым помощником (охрана, сыск, охота и др.), но и украшать нашу духовную жизнь, помогать формированию нравственного отношения к животным и к природе в целом. Предлагаемое читателю наставление будет содействовать еще большему сближению человека и собаки.

Профессор-консультант ВНИИ охотничьего хозяйства и звероводства им. проф. Б. М. Житкова РАСХН, доктор биолог.наук С. А. Корытин.

 

Отзыв кандидата психологических наук, доцента кафедры социально-гуманитарных наук гуманитарного факультета Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения Зафаржана Раимжановича Душабаева.

Психолог, зоопсихолог Душабаев З. Р.Автор рецензируемой книги Константин Николаевич Плосков, имея фундаментальное университетское биологическое образование, на протяжении последних тридцати лет занимается научным исследованием поведения животных. Благодаря университетскому кругозору Плоскову К.Н. удалось соединить в своей работе экспериментальное изучение поведения животных с научно-психологическим анализом результатов наблюдений.

При разработке новой методики лидерско-ролевого обучения собак автор совершенно справедливо исходит из фундаментального положения современной психологии о том, что социально-психологический уровень регуляции поведения является ведущим и определяющим по отношению к индивидуально-психологическому уровню регуляции поведения особи. Правильно подметив наличие у собак (оставшихся от их предков волков) генетической предрасположенности к стайному поведению, автор пытается включить дрессировщика в социально-психологическую структуру взаимоотношений человека и животных. С точки зрения К.Н. Плоскова, собака смотрит на человека как на члена стаи, лидерское положение которого она при определенных условиях готова признать и занять подчиненное положение со всеми вытекающими отсюда последствиями. Суть разработанной К.Н. Плосковым технологии обучения как раз и заключается в умении специально создавать ситуации, в которых собака будет вынуждена сыграть роль последователя (или, иначе выражаясь, ведомого). Биолог К.Н. Плосков реализует на практике социометрические идеи американского психолога Джекоба Морено, который полагал, что законы, открытые социальной психологией, являются ключом к преобразованию мира.

Психолог, зоопсихолог Душабаев З. Р. за кафедройСобака, предрасположенная признавать в человеке лидера взаимоотношений, начинает перестраивать свое поведение в свете изменившейся психологической ситуации. С точки зрения К.Н. Плоскова агрессивность и непослушание собаки – это издержки того, что хозяин не исполняет роль лидера. Дрессировщик, следуя указаниям К.Н. Плоскова, теперь выступает в роли лидера и инициирует различные варианты «желательного» поведения собаки. Как только собака усваивает свою роль ведомого и признает у дрессировщика статус лидера, обучение престает носить характер «конфликта интересов» и поведение четвероного питомца нормализуется. Наиболее интересен факт, отмечаемый в наблюдениях Плоскова: в связи с усвоением собакой статуса ведомой особи у животного спонтанно исчезают некоторые «нежелательные» для хозяина формы поведения.

Думается, что оригинальная методика лидерско-ролевого обучения собак, разработанная К.Н. Плосковым является значительным вкладом в практическую зоопсихологию, призванную не только познавать, но и уметь строить гуманные взаимоотношения с животными – историческими спутниками человека. Не случайно является общепризнанным, что человеческое начало в человеке, прежде всего, проявляется в его отношении к животным. Поэтому представляется, что авторская разработка К.Н. Плоскова, пронизанная идеей гуманного отношения к животным без труда найдет своего ценителя.

Кандидат психологических наук, доцент

кафедры социально-гуманитарных наук

гуманитарного факультета Санкт-Петербургского

государственного университета

аэрокосмического приборостроения

З.Р. Душабаев

22 марта 2010 г.

Отзыв заведующего лабораторией экологии охотничьих животных Института экологии растений и животных Уральского отделения Российской академии наук, доктора биологических наук, Николая Сергеевича Корытина.

Отзыв на монографию К.Н.Плоскова

«Новая методика лидерско-ролевого обучения собак («ЛИРОС»). Курс начальной подготовки». С-Пб, 2010.

К.Н. Плосков в своей монографии подробно описал разработанную им методику дрессировки собак, демонстрирующих неадекватные с точки зрения человека формы поведения – агрессивные либо трусливые. До появления книги К.Н. Плоскова такой методики в принципе не существовало ни в России, ни в мире в целом. В этом заключается главная заслуга автора. Создание такой методики можно назвать прорывным моментом во взаимоотношениях человека и первого среди прирученных «братьев наших меньших» — собаки. Обучение таких собак формам поведения, «социализированным с человеком», представляет собой одну из наиболее сложных задач дрессировки. Как правило, считается, что такие особи не поддаются дрессировке, и их выбраковывают. Такой подход в отношении агрессивных особей, как отмечает и К.Н. Плосков, нельзя считать верным, поскольку он существенно обедняет генофонд породы по другим, сопряженным с агрессивностью, положительным качествам.

Методика автора построена на предварительном изучении иерархического поведения в стае волков, которые до настоящего времени являются общепризнанными предками современных пород собак. Следует сказать, что такой подход к дрессировке любых пород собак с любыми формами поведения, как «нормальными», так и девиантными, надо признать верным, учитывающим особенности поведения волка.

Воспитание щенков в семье волков включает в себя обучение не только стандартным навыкам поведения, характерным для территориальных видов млекопитающих, но также и совместным действиям в стае при охоте на крупные виды пищевых объектов. Такого рода обучение является принципиальным моментом, формирующим сложные формы поведения, кардинально отличающие волка от других близкородственных территориальных видов. На собственном опыте могу сказать, что обучаемость волчат формам поведения, «социализирующим» их с человекам, на порядок выше, чем аналогичные способности у лисят, песчат, щенков енотовидной собаки. К.Н. Плосков справедливо считает, что именно способность волка к развитию сложных форм поведения при совместных действиях на охоте способствовала успешному приручению волка и созданию гигантского числа пород собак, отличающихся большой лабильностью основных черт поведения.

Система иерархического поведения в стае направлена на снижение уровня агрессии, которая заменяется на акты демонстрационного поведения, исключающего нанесение увечья члену стаи, имеющему низкоранговый статус. Иерархическая система обеспечивает значительный репродуктивный успех доминантной альфа-паре, тем самым поддерживая необходимый уровень агрессии и сопутствующих иных, формирующих высокую выживаемость, свойств в семье и популяции в целом.

Методика автора основана на собственном опыте дрессировки собак с девиантными формами поведения. При этом К.Н. Плосков предельно скрупулезно подошел к анализу мельчайших деталей и аспектов поведения собаки при взаимоотношениях с человеком, что, на мой взгляд, оказалось ключевым моментом в понимании и осознании успешности тех или иных способов дрессировки. Столь подробная детализация нюансов поведения и понимания мотивов поступков собаки свидетельствует о большом опыте автора, как дрессировщика с одной стороны, так и глубоко знающего предмет исследователя-экспериментатора с другой стороны.

Методика включает в себя все аспекты «правильной» системы дрессировки, то есть «излечения» животного от неадекватных форм поведения, которые с антропоцентрической точки зрения можно считать болезнью. Предварительно автор считает необходимым собрать полный анамнез, для чего анкетирует хозяина, встречается с членами семьи, оценивает взаимоотношения в семье и членов семьи с собакой, здоровье собаки, условия ее содержания, особенности обращения владельца с собакой, формы поведения и характер собаки и тому подобное. Далее, после первоначального знакомства с животным и анализа полученных сведений от хозяина, К.Н. Плосков устанавливает «диагноз» и формирует схему «лечения». Только после этого автор считает, что можно приступать к той или иной системе дрессировки и создания навыков, которые создадут устойчивый паттерн адекватного поведения, исключат возврат к проявлению агрессивных и других нежелательных моментов.

Отдельно следует остановиться на сформированной многолетним опытом позиции автора, исключающей: 1) любые формы наказания; 2) поощрение без участия пищевого подкрепления. Это особый подход, никогда ранее не использовавшийся в системах дрессировки других авторов. К.Н. Плосков считает, что разработанная им система дрессировки приведет к успеху значительно быстрее, чем стандартный подход «кнута и пряника». Это кажется невероятным, но анализ всех рассуждений, доводов и примеров автора говорит о высокой степени убедительности высказанных положений. Хотел бы особо подчеркнуть, что успешность такой системы дрессировки собаки (!) имеет далеко идущие следствия философского и общечеловеческого характера, меняющего устоявшиеся представления о характере отношений добра и зла в сознании человека.

Отмечу, что, несмотря на высокую оценку способа дрессировки, исключающего какие-либо формы наказания, хотел бы обратить внимание автора на факт существования акта наказания в системе семейных и стадных отношений волков. Наказание носит исключительно демонстрационный характер, оно не наносит физического увечья, но в то же время демонстрирует некое недовольство доминантной особи поведением субдоминантов. Такого рода поведение мне приходилось наблюдать во время семилетних контактов с ручными волками на биостанции ВНИИОЗ. То есть, наказание, как демонстрация недовольства, а не фактическая реализация принципа «кнута», присутствует в сообществе волков как некая акция воспитания.

Считаю необходимым особо отметить стиль автора, который оцениваю весьма высоко. Монография написана простым, ясным, убедительным и в то же время ярким и образным языком. К.Н. Плосков сохраняет баланс между текстом, понятным обычному читателю, и текстом научной монографии. Книга читается легко, автор владеет русским языком, что в наше время случается нечасто.

Монография К.Н. Плоскова после некоторой переработки в сторону классического изложения диссертаций, несомненно, может послужить основой для подготовки кандидатской диссертации. Самого же автора, уже давно следует считать специалистом высокого уровня, для подтверждения которого в исследовательском сообществе нет необходимости в защите квалификационной работы.

Заведующий лабораторией

экологии охотничьих животных

Института экологии растений и животных

Уральского отделения

Российской академии наук,

докт.биол.наук Н.С. Корытин

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Translate »