Мы встали в 8 утра, позавтракали и поспешили по своим делам. У Владимира деловая встреча, а у нас — лекция в Академии.
В 10.00 зашли в аудитории 420 полную студентов. Что ж надо читать лекцию. Я немного волновался, но волнение было связано с тем, что я не представлял, как очень обширный материал можно вместить в два академических часа, которые мне предоставили для сообщения.
Второй сложностью было то, что навык чтения лекций студентам у меня небольшой. За последний год это была вторая лекция студентам. Год назад, я, по просьбе Зафаржана Раимжановича Душабаева прочел лекцию студентам-психологам четвертого курса (в курсе Зоопсихология).
Третьей трудностью было то, что работая с клиентом, я имею перед собой конкретную собаку и владельца, то есть разговор всегда был предметным.
Вот главные мысли, которые я попытался донести до слушателей:
- Кинолог должен знать лучше, чем, скажем зоотехник или ветврач — области использования собак, тестирование рабочих способностей для различных целей, начальную и специальную дрессировку собак (хотя бы один современный курс спортивной или прикладной дрессировки);
- Дрессировка является определяющим фактором формирования психически здоровой собаки(!);
- Современные условия, когда собака используется в качестве компаньона ( при отсутствии селекционного влияния со стороны дрессировщиков по традиционным дрессировочным курсам) проявляется широкий диапазон видотипичного поведения, в крайних вариантах (трусливом и агрессивном) приближающегося к волчьему;
- Современное использование собак, в качестве «компаньона», «члена семьи», «друга» требует нового курса дрессировки, отвечающего новым целям и задачам;
- Целью такого курса является создание бесконфликтных взаимоотношений между собакой, владельцем и обществом;
- Задачи такого курса:
- Формирование у собаки поведения низкоранговой особи
- Формирование у владельца поведения высокоранговой особи
- Создание норм, правил взаимодействия в потенциально конфликтных ситуациях (при «распределении» ресурсов жизнеобеспечения собаки), являющихся аналогом иерархической коммуникационной системы.
Новый курс дрессировки должен превращать собаку из «одинокой» особи, живущей по «своим собачьим правилам» в полноценного члена семьи, с поведением, приемлемым в человеческом обществе.
Иначе говоря, у собаки, в результате такой дрессировки, формируется этическое поведение, а каждый владелец («высокоранговый член созданного коллектива») — принимает на себя ответственность за его поддержание.
При таком положении вещей, собака становится действительно послушной и бесконфликтной, а жить с ней — становится гармоничной.
Студенты были внимательны, снисходительны к мелким погрешностям лектора, задавали интересные вопросы. Но небольшое время, отведенное на столь важный для них раздел, не позволил мне осветить очень многие вопросы и дать список литературы (правда он есть в моей книге).
Мне было приятно слышать аплодисменты, на которые не поскупились слушатели, а профессиональный дрессировщик собак. А некоторые студенты, которые уже практикуют в данной области знания, купили книгу.
После лекции, в коридоре мы встретили моего коллегу Игоря Плотникова (в 1997 году он ставил эксперименты на биостанции ВНИИОЗа, и мы часто сидели у меня в доме на дрессировочной станции, обсуждая проблемы поведения собак). Сейчас, нам было что вспомнить и обсудить, но к сожалению, он спешил на лекцию, а после нее уезжал в командировку в Москву.
Надежда Сунцова пригласила нас на кафедру и мы обсудили возможность прочитать в будущем более расширенный курс лекций по данной теме.
День только начинался …