Исследователи психики животных – зоопсихологи до настоящего времени не смогли найти биологический вид, который идеально подходил бы для изучения закономерностей формирования сплоченных групп у социальных видов. Не было и методики, которая бы по единому плану моделировала процесс создания иерархически организованной группы, и которую можно было бы повторить, то есть проверить.
Наши исследования показали, что таким идеальным видом является собака обыкновенная. А обучающая методика ЛиРОС позволяет создавать между человеком и собакой искусственный аналог природной стаи со следующими, присущими ей признаками:
- Общие цели. Таковыми для стаи являются совместная и координированная добыча, дележ и защита от конкурентов ресурсов стаи;
- Иерархия – каждый член стаи имеет социальный статус и соответствующий ему поведенческий комплекс при добыче и защите ресурсов стаи, а также в потенциально конфликтных ситуациях (при распределении ресурсов);
- Коммуникационная система – «язык» общения, с помощью которого передается социально значимая информация, и укрепляются социальные ранги.
Именно благодаря созданию этих компонентов, мы получаем «на выходе» стаю и в ней собаку со следующими характеристиками:
- С развитой и уравновешенной психикой, независимо от наследственного типа темперамента щенка (свежий пример, такса Гавр, которого последняя владелица называла не иначе, как неврастеником – от прежней неврастении не осталось следа!);
- Без вредных привычек – главной причины, по которой избавляются от собак;
- Послушную в любой жизненной ситуации;
- Безопасную для членов семьи и посторонних людей;
- Способную защитить владельца и членов его семьи.
Предполагаемая научная ценность нашей работы заключается в следующих положениях.
- Впервые создана обучающая система, позволяющая создать у человека с собакой аналог природной стаи – суррогатную стаю, социальные ранги и коммуникационную систему взаимодействия между ними.
- Данная обучающая система позволит исследователям:
- Создать теорию социального научения – основы педагогической практики;
- Изучить характеристики социального конфликта, условий его возникновения, способов выхода и предотвращения;
- Изучить роль иерархической коммуникации в сплочении группы и в поддержании социальных рангов;
- Исследовать условия для наиболее оптимальной передачи обучающей информации в группе от Старшего к Младшему;
- Изучить биологическую и психологическую природу феномена лидерства.
3. Апробирование данной методики на разных представителях семейства Собачьих (собака домашняя, дикая собака динго, волк, шакал, койот, песец, лисица), позволит установить между ними систематические отличия в социальном научении (чем отличаются эти наследственные программы) и его биологическое значение у этих видов.
4. При дрессировке щенков по методике ЛиРОС, то есть их обучении взрослому, эффективному поведению минуя детскую фазу обучения по методу проб и ошибок, всегда наблюдается феномен «взросления» щенка, что может быть обусловлено ускоренным созреванием у нее центральной нервной системы (в первую очередь, головного мозга). Он выражался во взрослом поведении молодой собаки. Думается, что это явление представляет научный интерес для нейрофизиологов, изучающих созревание центральной нервной системы у млекопитающих.
Сообщаем, что на нашем аккаунте на платформе Patreon мы постепенно публикуем видео всех дрессированных нами собак, процесс обучения которых снимался на видео.
Желаем всем здоровья и благополучия!