Научные исследования законов формирования поведения у животных не имеют ничего общего с практическим обучением собак. Ведь любой эксперимент требует от экспериментатора помещения животного в жесткие и ограниченные искусственные условия.
Так, например, И.П. Павлов смог изучить рефлекторную реакцию организма только в своей «башне молчания», фиксируя собаку в станке и контролируя как внешнее воздействие на нее с помощью безусловного или условного сигналов, так и ответную реакцию собаки – количество слюны или желудочного сока.
Вне этих жестких условий эксперимента выделить условный или безусловный рефлексы и описать их свойства невозможно! Поскольку мозг собаки начинающей простое движение вперед начинает обрабатывать огромное количество входящей информации для целенаправленного поведения: «куда идти?», «с какой скоростью?», «зачем?» и т.п. А это уже не простой, физиологический уровень – это уровень психологический, где животное принимает решения!
Примером бессмысленного перевода бумаги, напрасного уничтожения леса и траты денежных ресурсов, является раздел «Физиологические основы поведения и дрессировки служебных собак» в классическом и столь же бестолковом (то есть бесполезном) учебнике «Служебное собаководство».
Этот учебник переиздавался в СССР без изменений (!) на протяжении более чем пятидесяти лет! Пятьдесят лет ничего не менялось! Такое «бетонирование» и шаблонирование мозгов у советских (лучших в мире, как утверждала официальная пропаганда) дрессировщиков просто невозможно себе представить!
Также, по вышеуказанной причине, бессмысленно читать научные труды и пытаться извлечь из них полезную для практической дрессировки информацию. Психологи и в частности экспериментальные психологи (зоопсихологи) создали такое огромное количество разных теорий научения, что в них может заблудиться и более подготовленных читатель.
Повторю, что все обнаруженные научные «факты» имеют вероятностную природу и обнаруживаются в исключительно жестких условиях научного эксперимента. В практической дрессировке они не влияют на конечный результат. Такое послушание у собак, какое достигают профессиональные дрессировщики, даже не снилось исследователям, поскольку в их экспериментах по научению принят очень низкий критерий наученности (в пределах 75%).