Все собаки бывают разными. Можно бесконечно перечислять их индивидуальные особенности поведения и привычки.
На этом обычно концентрируют свое внимание все владельцы собак, считая эти привычки проявлением уникальности их питомца.
Но, кроме обычного удивления, которое порой возникает и у меня: «Надо же, и такое бывает!», в практическом плане они не представляют интереса для специалиста и не могут служить подтверждением выдающегося ума собаки.
Поскольку невозможно проследить, как они возникли и невозможно проверить их появление экспериментально.
Бесконечное разнообразие этих поведенческих феноменов позволяет нам сделать только один вывод – собаки, порой, демонстрируют удивительные формы, очень похожие на «разумное» поведение.
На вопрос: «Влияют ли они на способности собаки к обучению?», я даю отрицательный ответ. За свою многолетнюю практику дрессировки собак и коррекции (исправления) их вредных привычек (конфликтного поведения), я не заметил такой зависимости (связи).
Проще говоря, они были одинаково «глупы» при обучении их формальным требования спортивной или цирковой дрессировки и необычайно умны при их обучении выполнению прикладным (понятным им) задачам!
Тем более эта феноменология не играет никакой роли в случае, когда мы начинаем дрессировать щенка, только взятого из-под суки, то есть в возрасте полтора месяца, поскольку щенок в этом возрасте представляет собой «чистый лист», не успев «набраться» опыта (как положительного, так и отрицательного) совместного проживания с человеком.
Какие же фундаментальные особенности надо нам учитывать при выборе щенка, которые действительно определят нашу последующую счастливую жизнь с питомцем и повлияют на выбор дрессировочной программы?
Собака является социальным видом. То есть, в ее генотипе «записаны» две формы социальных программ, которые проявятся при определенных факторах внешней среды – условий жизни.
Не останавливаясь на первой социальной программе – создание семьи, перейдем к рассмотрению второй программы – стая или рабочая группа.
«Пусковым» фактором для ее проявления являются неблагоприятные условия жизни вида, когда одиночные особи не в состоянии добыть себе пропитание и вынуждены объединяться в устойчивую группу – стаю.
У стаи есть две цели. Первая – пережить животным неблагоприятный период жизни. А вторая – отбор лучших производителей (лидеров), которые при наступлении благоприятного времени года примут участие в размножении и воспроизведут жизнеспособное потомство.
Поэтому в основу своей классификации щенков я положил такую психофизиологическую характеристику, как доминантность, или стремление к превосходству, которая определяет социальный статус особи в группе.
По степени проявления данной характеристики я разделил всех щенков на три четко определяемые группы:
- Доминанты (психотип лидера);
- Сбалансированный психотип;
- Трусливый психотип.
Все три психотипа отлично диагностируются у щенков уже в полуторамесячном возрасте с помощью замечательного теста Кемпбелла.
Каждый имеет свой особый поведенческий комплекс, который владельцы описывают следующими характеристиками.
- Собаки-лидеры: «тупые», «своевольные», «упрямые», «независимые», «необучаемые», «агрессивные», «опасные», «бойцовые», «ничего не боятся» и т.п.
- Собаки сбалансированного психотипа: «умные», «преданные», «обучаемые», «члены семьи», «друзья» и т.п.
- Собаки трусливого психотипа: «проблемные», «всего боятся», «необучаемые».
Для ответственного, дисциплинированного владельца, который предъявляет самые высокие требования к комфорту и безопасности мы рекомендуем выбирать собак первой группы (лидеров или доминантов).
Для владельца, который не желает «утруждать» себя дрессировкой собаки и прежде всего, ценит в ней «дружбу», «подхалимаж», «любовь» и другие антропоморфические категории), а также — манипулирование собой, мы рекомендуем выбирать щенка из второй группы собак — со сбалансированным психотипом.