В предыдущих статьях мы разобрали основные формы подкрепления собаки во время ее дрессировки/обучения:
- Положительное подкрепление
- Отрицательное подкрепление (коррекция)
- Награда
А вот что лично я использую при дрессировке собак.
Положительное подкрепление:
- Пища (кусочки сухого корма)
- Ласка (легкое, однократное оглаживание собаки по голове за хорошо выполненное действие)
Отрицательное подкрепление при коррекции нежелательного поведения (немотивированного лая, навязчивого поведения):
- Одергиваниее собаки за поводок, дрессировочный шнур (одновременно окликая собаку по кличке)
- Бросок цепочки, банки, наполненной мелкими камешками (одновременно окликая собаку по кличке)
- Электрический сигнал с помощью электро-шокового ошейника (одновременно, окликая собаку по кличке)
Цепочка, металлическая банка и электро-шоковый ошейник используются только после полного прохождения собакой курса начальной дрессировки (для собак с крепкой психикой и при твердой уверенности, что собака поймет значение данного сигнала). Они применяются для решения очень специфических задач (работа собаки на больших дистанциях от дрессировщика, отучение от спонтанного лая в вольере или в доме в отсутствие владельцев)
Использую следующие виды наград:
- Особо хорошо выполненное упражнение награждаю тремя-четырьмя, а то и горстью корма
- Серию однотипных упражнений награждаю работой с ухваткой, апортированием гантели или несколькими прыжками через барьер
- В короткие перерывы даю собаке небольшую прогулку (с предоставлением собаке возможности справить нужду)
- Завершаю урок отправлением в будку, клетку (отдых) и дачей искусственной сухожильной косточки.
Все перечисленный действия укрепляют доверие собаки к дрессировщику, поскольку несут информацию о его требованиях и понятны собак.
Ситуации, в которых идет прикладная дрессировка имитируют реальную обстановку или являются таковой (дом, город, сельская местность), что ускоряет обучение собаки. То есть, задача прикладной дрессировки объяснить собаке – как ей вести себя в той или иной ситуации и сделать понятными ей требования дрессировщика (владельца).
Важнейшим условием такого понимания является то, что обучающее воздействие на собаку должно совпадать или следовать сразу же за поведением, которому ее обучает дрессировщик.