Здравствуйте любители и владельцы собак!
Продолжим наш разговор, начатый ранее. В этой части, я расскажу, о важности приучения собаки к ее месту для отдыха (клетка для собаки) и роли депривации в нашем дрессировочном курсе ЛИРОС (лидерско-ролевого обучения собаки).
Клетка для собаки и депривация в дрессировке собак ЛИРОС
Чем дольше собака живет в семье владельца, тем большим количеством вредных привычек обрастают их взаимоотношения. Это и навязчивое поведение — как со стороны собаки, так и порой со стороны владельца или членов его семьи (например — дети, которые хотят постоянно тискать собаку). Взаимные попытки манипулирования.
А если у вас собака доминантная (с эмоциональной агрессией), взаимоотношения перерастают в открытую конфронтацию собаки с владельцем, источником которой является борьба за лидерство. В этом случае неизбежна эскалация конфликта: сегодня собака зарычала на вас и вы шлепнули ее газетой, а завтра чтобы справиться с ее усилившейся агрессией вы возьмете что-то серьезнее, чтобы «поставить ее на место».
С какой стороны приступить к дрессировке собаки? Как разом покончить с этим ворохом проблем, главной причиной которых, благодаря своим привычкам взаимодействия с собакой, являетесь вы сами? С чего начать выстраивать совершенно новые, бесконфликтные взаимоотношения?
Тут нам на помощь и приходит так называемая «психическая депривация» — то есть нахождение собаки на своем месте (логове) — клетке.
Приучение собаки к клетке в курсе ЛИРОС занимает по времени около одной недели, в течение которой мы связываем нахождение собаки в клетке с положительными эмоциями при поедании в ней корма (возможно, в ее организме в это время тоже вырабатывается так называемый «гормон счастья» — дофамин). Это очень гуманный способ обучения, в результате которого собаке все больше начинает нравиться находиться на своем месте.
В результате, мы создали исходную для дальнейшего успешного обучения собаки ситуацию, при которой старые взаимоотношения разорваны.
Старые привычки, ведущие к конфронтации между владельцем и собакой останутся без подкрепления и со временем угаснут. На их месте, с помощью обучения сформируются новые, основанные на принципах иерархии и взаимоотношениях по типу «Старший – Младший» или «Начальник – Подчиненный».
Дорогая собака, добро пожаловать на «Луну»!
За свою жизнь, собака, как и человек, накапливает опыт (не всегда позитивный) общения с окружающим миром. Она привыкает реагировать на раздражители строго определенным образом.
Владелец занят и не обращает на нее внимания? — Значит надо поскулить, полаять. И тогда он немедленно прибежит проверить что с ней случилось.
Приучая собаку находиться на месте, мы закрываем эти лазейки. Теперь собаке не на что опереться. Она словно попадает на Луну, где ни один из испытанных и проверенных ранее способов получения ресурсов (пищи, воды, ласки и т. д.) не работает. У нее больше нет возможности опираться на старый опыт и столь эффективное в прошлом поведение (привычки).
В условиях полного непонимания происходящего и незнания способов получения (добычи) ресурсов в абсолютно новой среде обитания (на «Луне» ведь все устроено по другому!), собака вынуждена учиться новым правилам жизни. В головном мозге собаки активизируется энерговысокозатратный «механизм» выживания – интеллектуальное мышление.
Наш питомец начинает активно искать и изучать новые методы добывания «хлеба насущного», он готов к обучению! Вот тут мы и предлагаем ему коллективные «способы» получения всего, что необходимо для здоровой и полноценной жизни собаки, причем исключительно по нашим сигналам (командам) и по нашим, иерархическим правилам взаимодействия.
Мы начинаем разучивать с собакой новые упражнения, моделирующие ее подчиненное поведение, сначала у места для отдыха (клетки), затем у чашки с кормом и далее, постепенно охватывая все ее «желания» едиными правилами достижения желаемого.
Важное условие эффективного обучения и усвоения новых форм поведения
На этом плюсы использования психической депривации на начальном этапе дрессировки собак не исчерпываются. Кроме того, что собака больше не имеет возможности манипулировать владельцем и опираться на старое неконструктивное поведение (привычки), теперь она еще и более эффективно учится!
Это обусловлено тем фактом, что в состоянии покоя, индивид лучше усваивает новую информацию. Отдыхая после занятия в клетке (на месте), наша собака продолжает учиться. В этот момент в ее голове идет когнитивный (познавательный) процесс, в результате которого образуются новые нейронные связи.
Если это условие не соблюдать, то эффективность обучения питомца резко снижается. Например, отпущенная после урока бегать по дому (двору) собака, будет отвлекаться на новые раздражители, эмоционально реагировать на них и забудет урок, полученный на занятии. Новые впечатления перебивают старые, образование новых нейронных связей и, следовательно, привычек тормозится. Процесс дрессировки собаки замедляется.
Клетка для собаки. Выводы
Возможно вам было странно слышать такой психологический термин как «депривация» в контексте дрессировки собак. Обычно дрессировщики не мыслят в таких категориях. И более того, некоторые из них даже заявляют, что, мол, дрессировка и обучение — это разные вещи!
Но методика лидерско-ролевого обучения собак — это не «еще один курс ОКД» или какой-нибудь другой курс спортивной дрессировки, куда можно прийти и подергать свою собаку за поводок, обучая ее формальным, ничего не значащим командам управления (ну вы и сами их знаете … Сидеть!, Лежать! и т.д)
ЛИРОС — это принципиально новый подход к обучению собак. Даже более того, это — психотерапия для собак. Мы не занимаемся муштрой вроде «Сидеть!», «Лежать!» и т. д. Мы исправляем психику проблемных собак. Мы обучаем их приемлемому поведению в нашем очень сложном человеческом обществе.
Поэтому психологические термины в контексте ЛИРОС вполне применимы.
И если обычно термин «депривация» в человеческом мире обычно воспринимается с оттенком негатива, то в курсе ЛИРОС — это важнейшей позитивный элемент, помогающий решить на начальном этапе множество проблем:
- Разорвать неконструктивные и проблемные взаимоотношения владельца с собакой, чтобы потом выстроить новые, основанные на иерархии;
- Поставить собаку в условия невозможности опереться на старый опыт и привычки и, следовательно, вынудить ее таким образом взаимодействовать с нами на наших условиях (создать информационный канал для иерархического обучения);
- Лишить собаку возможности манипулирования владельцем в своих интересах;
- Ускорить процесс обучения собаки.
Я думаю, что перечисленные выше плюсы наглядно демонстрируют полезность (и даже необходимость!) клетки (домашнего вольера) в обучении собаки.
В курсе дрессировки ЛИРОС, клетка для собаки — это не тюрьма. Клетка — это логово и любимое место нашей собаки. А для нас — это полезный предмет, благодаря которому мы можем эффективнее и быстрее исправлять нежелательное поведение наших питомцев, делая их послушными!