Данная дрессировочная система была создана 2010 году в результате продолжительной исследовательской работы и прикладной дрессировки собак для разных целей: коррекция проблемного поведения, безопасность владельцев, защита их собственности и помощь на охоте (поисковая работа, работа легавой по полевой и болотной дичи).
Она стала альтернативой многочисленным и малоэффективным курсам послушания, которые преимущественно имеют спортивную направленность и не имеют практической ценности.
Мы выяснили, что главным препятствием на пути эффективного использования собаки любой прикладной направленности (компаньон, защитник, помощник на охоте) является отсутствие гармоничных (бесконфликтных) взаимоотношений между владельцем и собакой.
Проще говоря, собака не обучена вести себя адекватно (послушно, бесконфликтно) в самых распространенных жизненных ситуациях дома и на улице.
Наши исследования установили, что собака становится послушной только тогда, когда является членом стаи и занимает в ней социальный ранг Младшего.
Анализ всех имеющихся на сегодняшний день дрессировочных систем позволил выявить следующее – они не создают:
- С собакой аналог природной стаи – суррогатную стаю (рабочий коллектив);
- Социальные ранги в нем (у человека – Старшего, у собаки – Младшего);
- Язык иерархической коммуникации между человеком и собакой (Старшим и Младшим), который является аналогом человеческого этикета. Задачей этого «языка» иерархического взаимодействия является поддержание и укрепление созданных рангов и, таким образом обеспечивание сплоченности команды и подчинения собаки человеку.
Дрессировщики на дрессировочных площадках акцентируют внимание на отработке команд управления, не понимая, что:
- Команды управления не делают собаку послушной, поскольку их выполнение собакой никак не связано с удовлетворением ее жизненных потребностей (реализацией инстинктов социального хищника);
- Собака становится послушной, то есть ответственной за выполнение сформированного поведения только в случае включения ее в «стаю» в ранге Младшего.
- Все виды взаимодействия между человеком и собакой должны приводить к понятным собаке целям: добыть, поделить и защитить ресурсы стаи.
- Создание стаи начинается в доме (в вольере), то есть там, где собака проводит большую часть времени, взаимодействуя с владельцем и членами его семьи;
- Собаку нельзя «воспитывать», ее можно только учить, то есть дрессировать, поскольку у нее нет морали, а все то, что нам не нравится в ее поведении является ее естественными реакциями в чрезвычайно сложной (искусственной) среде обитания, созданной владельцем;
- Обучение щенка должно начинаться с возраста 1,5 – 2 месяцев, поскольку каждый прожитый с владельцем день, создает и закрепляет в виде привычки конфликтные взаимоотношения как у владельца, так и собаки;
- Переучивать человека (владельца собаки), избавляя его от ложных убеждений и вредных привычек общения с питомцем намного труднее и затратнее (вспомните, как долго лечатся люди с психическими отклонениями у психотерапевтов), чем собаку.
Поэтому до создания ЛиРОС выбраковывались (выбрасывались и усыплялись) лучшие представители пород рабочей направленности (терьеры, таксы, овчарки, ротвейлеры, доберманы и др.), обладающие самыми выдающимися способностями – доминантные собаки или собаки-лидеры.
Дрессировочная система Лидерско-Ролевого Обучения Собак восполняет данное упущение, поскольку направлена на создание:
- Аналога природной стаи – суррогатной стаи;
- Социальных рангов, у человека – Старшего, у собаки – Младшего;
- Языка иерархического взаимодействия между Старшим и Младшим;
При достижении жизненно необходимых, а потому и понятных для собаки целей:
- Добыть ресурсы;
- Поделить добытые ресурсы пропорционально социальному статусу каждого члена стаи;
- Защитить ресурсы стаи от врагов и конкурентов.
Последний пункт включает в себя и обеспечение безопасности каждого члена стаи – то есть совместное отражение нападения противника.