Лидерско-Ролевое Обучение Собак

Положительное подкрепление «Награда» в дрессировке собак

Сегодня я остановлюсь на награде и ее роли в дрессировке собак.

Но сначала, небольшое отступление.

Ордена и медали, грамоты, почетные звания, призы …

Все эти приятные вещи, при всей своей практической бесполезности, обладают неким таинственным, почти мистическим воздействием на людей.

Только посмотрите на увольняемых в запас военнослужащих срочной службы – сколько разных, порой совершенно незаслуженных «значков» можно обнаружить на их мундирах!

Иначе как объяснить почти маниакальное стремление многих людей получить «ленточку», «значок», «картонное удостоверение» своих былых заслуг.

Призы и грамоты восточносибирской лайки Кучума

Я и сам в молодости получал некоторые из перечисленных «наград» и пока не помудрел, бережно хранил их в своем личном архиве.

Вот что пишет Боб Файфер, известный бизнес-консультант в своей книге «Удвойте ваши прибыли» по этому поводу:

«Один из моих первых наставников учил меня: «Если ты не собираешься продвигать подчиненного по служебной лестнице, придумай ему какое-нибудь почетное звание. Это высоко ценится, удовлетворяет тщеславиие и притом намного дешевле, чем премия»

И все же, несмотря на то, что «награды» не являются «подкреплениями», поскольку всегда сильно отдалены от достигнутых успехов награждаемого, они эффективно влияют на индивида, в нашем случае – на собаку.

Почему? На это у меня есть свое объяснение.

Когда я занимаюсь дрессировкой собаки, то в основном нагружаю не ее мозг, а мышцы. Собака просто не успевает «осмыслить» все то, что я от нее требую.

Закончив дрессировку, я отправляю собаку отдыхать на место – в домашнюю клетку или уличный вольер.

И теперь, во время отдыха, в мозгу собаки проходит процесс, который психологи называют «Когнитивным», то есть внутренним познавательным процессом, во время которого между нейронами начинают возникать связи, отвечающие за выученное поведение.

Поэтому я считаю, что собственно учится собака не во время дрессировки, а после ее окончания — во время отдыха.

Награда (вознаграждение) дается собаке между этими двумя процессами обучения – механическим и умственным. Этот отсроченный по времени от дрессировки фактор, получается собакой за приложенные значительные усилия и воспринимается ею как положительный стимул.

Карен Прайор, известная американская дрессировщица дельфинов, в своей второй книге «Не рычите на собаку. О дрессировке собак и людей» отмечает еще один эффект вознаграждения, которое она называет «большим кушем».

«Как ни странно, получение всего  одного куша может также улучшить ответы непокорного, испуганного или сопротивляющегося субъекта, который вообще не проявлял нужного поведения».

Когда самке дельфина, переставшей получать подкрепления за свою пассивность вдруг дали пару рыбок – «ни за что», она вдруг оживилась и «вскоре выполнила движение, которое можно было подкрепить …» с 27

Это действительно так, если мои собаки отказывались работать, я просто отправлял их в вольер, давал искусственную косточку в качестве награды и оставлял отдыхать до следующей дрессировки. В следующий раз собаки всегда принимались за учебу с заметным энтузиазмом!

Приведу перечень «наград», которые я всегда использую или за выполнение отдельного, особо трудного задания, или в конце урока:

  1. Борьба с ухваткой
  2. Апортирование гантели
  3. Прыжки через барьер (с апортированием гантели и борьбой с ухваткой)
  4. Ласка (поглаживание и похлопывание ладонью по голове, шее и крупу собаки)
  5. Небольшая прогулка (с предоставлением собаке возможности справить нужду)
  6. Кость
  7. Отдых

А вот как я награждаю собак ими:

  1. Работа с ухваткой завершает окончание каждой, достаточно длинной, обучающей серии упражнений
  2. Апортирование гантели, прыжки через барьер (с гантелью и борьбой с ухваткой), ласка, прогулка используются во время короткого перерыва между подходами
  3. Кость и отдых – кость дается обязательно после окончания занятия и отправки собаки на место (дома — в клетку, на улице – в вольер)

Вознаграждая собаку за ее усилия, мы достигаем следующих целей:

  1. Не злимся на нее за мелкие неудачи (трудно злиться, когда делаешь своему питомцу приятное)
  2. Укрепляем ее доверие к нам
  3. Создаем условия для радостной встречи на следующем занятии

Карен Прайор Не рычите на собакуПоэтому мой совет – всегда применяйте вознаграждение при дрессировке своей собаки.

Рекомендую прочитать книгу этой очень талантливой дрессировщицы животных (в том числе и собак) и интересного рассказчика.

В моей библиотеке находится книга, изданная в 1995 г.

Карен Прайор «Не рычите на собаку. О дрессировке животных и людей», пер. англ., М:, изд-во Селена+, 1995

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать + пять =

Translate »