В дрессировке всегда есть место адаптации. К условиям обучения адаптируется не только обучаемый (собака), но и учитель (дрессировщик). Во время занятий, дрессировщик учится интуитивно понимать поведение собаки, ее желания, уровень мотивации к учебе. Это навык можно развить только обучая разных по возрасту и психотипу животных.
Мой путь к пониманию животных (и собак в том числе) был долог. Я с детства любил наблюдать за животными, как в естественной обстановке, так и в искусственной (в домашнем зоопарке):
- В детстве, я мог часами наблюдать за колонией песчанок или сусликов, а дома – за поведением лесных сонь и тушканчика, которые жили в отдельных клетках;
- В экспедициях, вел наблюдение за выводком лисят у норы. Однажды удалось увидеть адаптационное поведение лисицы, которая утром возвращалась с охоты к своему выводку. Услышав шаги дехканина с мотыгой, она сначала замерла на месте, а затем спряталась неподалеку в кустах, подождав, когда человек пройдет мимо;
- Много сезонов провел на лежбищах северных морских котиков, собирая научный материал в «боевой» обстановке – в фанерном ящике в центре гаремного участка лежбища. И научился точно определять, какой секач собирается реально напасть, а какой только угрожает. Результат – сотни нападений и только три моих ошибочных «прогнозов», которые могли закончиться для меня и моего лаборанта очень печально;
- Дрессируя агрессивных собак (которые, как правило, уже покусали посторонних людей или своих владельцев), я научился понимать их эмоциональное состояние и вести себя так, чтобы не провоцировать их нападение.
Я научился выживать:
- В пустынях и горах Средней Азии;
- В тростниках Приаралья (Аральское море и дельта Аму-Дарьи);
- В тайге (Кировская область, Республика Коми, Архангельская область);
- На островах Тихого океана (острова Беринга, Медный, Богослова).
Во всех этих ландшафтах и климатических условиях надо было вначале пройти адаптацию, которая включала в себя не только физическое и психологическое привыкание к местности и погодным условиям, но и нечто большее. Я воспринимал ситуацию в целом, становясь «своим» и начинал видеть окружающий мир глазами коренных обитателей (местных жителей, лисиц, волков, шакалов, камышовых котов, северных морских котиков, моржей). В результате я как бы растворялся, становился незаметным для них. Это можно рассматривать как пример психологической и поведенческой мимикрии.
Обучая животное, надо понять его эмоциональное состояние и возможные дальнейшие действия. Кроме того, необходимо своим поведением донести до него свое психическое состояние (отсутствие страха и агрессии).
Понимание психики собаки очень трудно дается людям с техническим образованием (привыкшим работать со станками, программами и т.д.). Со временем у них развивается перфекционизм (стремление к идеальному выполнению) и они требуют от собаки «механического» выполнения задачи, характерного для технических устройств, а не для живого существа.