Утром, пока шел по городу к владельцу и думал о предстоящей дрессировке Айды, созрело предложение.
Дело в том, что, как я уже говорил, владельцы (впрочем как и все нормальные люди) очень заняты. Дрессировка собаки проводится на улице (в вольере и на территории усадьбы). До морозов надо создать с собакой команду («стаю»), а затем провести небольшой курс по защите владельцев. Чтобы быстро сделать запланированную работу требуется интенсивная дрессировка собаки.
Но ведь в это время можно начать и обучение владельца управлению в рамках пройденного материала?
Созрел план.
Я буду ежедневно, самостоятельно дрессировать Айду, а после занятия писать владельцу инструкцию, которую назову «Как кормить собаку» (просто кормить ее нужно будет по определенным правилам)
Таким образом, будут учиться и собака (во время моих занятий) и владелец (в мое отсутствие).
На первой встрече, мое предложение было принято.
Поэтому, с этого дня мне придется ездить в город ежедневно и первая половина дня будет у меня занята дрессировкой в городе. Вторая будет посвящена ведению блога. Как катастрофически не хватает времени.
Вот краткий отчет по второму дню дрессировки Айды.
Поведение при встрече.
- Встретила меня настороженно и спокойно. Стояла и смотрела (почти без эмоций).
- Ушла в будку по команде: Место (согласно обучающему стандарту).
- Подозвал и после фронтальной посадки, пристегнул поводок.
- Обучающие алгоритмы (диктофон):
Чашка с кормом.
- Первая форма социального взаимодействия: съешь корм в чашке по команде «Ешь»
- Вторая форма социального взаимодействия: не ешь корм без команды, следуй за дрессировщикомпо команде «Гуляй», ешь корм по команде «Ешь»
- Третья форма социального взаимодействия: не ешь корм без команды, следуй за дрессировщиком по команде «Гуляй», ешь корм по команде «Ешь», прекращай поедание корма по команде «Брось», следуй за дрессировщиком по команде «Гуляй» и т.д.
Будка.
- Первая форма социального взаимодействия: уходи в будку по команде «Место»
- Вторая форма социального взаимодействия: не уходи в будку без команды, следуй за дрессировщиком по команде «Гуляй», уходи в будку по команде «Место»
- Третья форма социального взаимодействия: не уходи в будку без команды, следуй за мной по команде «Гуляй», уходи в будку по команде «Место», прекращай поедание корма по команде «Брось» в будке, следуй за дрессировщиком по команде «Гуляй» и т.д.
В конце, я бросил в будку горсть корма и отвел собаку к двери (создал мотивацию для завершения занятия), продолжить дрессировку собаки.
Дверь.
- Первая форма социального взаимодействия: садись перед дверью, сиди во время открывания двери, проходи дверной проем по команде «Рядом» и садись сразу после выхода из вольера
- Вторая форма социального взаимодействия: не проходи дверной проем без команды, следуй за дрессировщиком по команде «Гуляй», проходи дверной проем по команде «Рядом» и т.д.
Оба упражнения у двери вольера мы прошли 3 раза (два на выход и один на вход). Как только выходили на улицу, Айда пыталась рывком броситься вперед (она привыкла, что ее так всегда выпускали гулять во двор) и сначала была так возбуждена, что отказывалась есть подкормку. Но, во второй раз справилась с возбуждением, села и съела подкормку.
После команды перевода в свободное положение «Гуляй», она снова бросалась вперед. Я сразу одергивал ее за поводок (произнося кличку «Айра!» и разворачивался в противоположную сторону, давая команду «Гуляй» (следуй за мной), одновременно давая подкормку.
Наконец собака устала и легла. Но не отводила взгляд от меня! Я дал ей минутный перерыв.
Общее время работы составило — 15 минут.
Курс «Городская собака».
- Посадка у левой ноги без команды, отработка длительности, перевод в свободное положение «Гуляй»
- Укладка у левой ноги по команде «Лежать», отработка длительности, перевод в свободное положение «Гуляй» (Айда легла и сразу перевернулась на спину, всем своим видом показывая подчинение)
- Хождение у левой ноги по команде «Рядом» — самостоятельная посадка при остановке дрессировщика, перевод в свободное положение «Гуляй». Очередной минутный отдых.
Общее время работы составило — 15 минут
Ухватка и Гантель.
- Познакомил собаку с этими предметами, бросая их перед собакой с сигналом «Оп!»
- Прятал за спину и вновь показывал собаке и как только у нее возникало желание схватить предметы, давал сигнал «Оп» и позволял ей схватить предмет.
Поведение собаки во время обучения апортированию гантели и работе с ухваткой.
- Сначала Айда только бежала за брошенными предметами, но не хватала их
- Затем, устав, она легла, но продолжала смотреть на меня
- Когда я стал махать перед ее носом ухватку, собака схватила ее! «Умная собака», с этими словами я бросил ухватку и погладил ее по голове.
В конце дрессировки Айда уже не стоит на ногах и сразу ложится после завершающего упражнения.
Занятие окончено. Завел собаку в вольер (по стандарту), отстегнув поводок, дал команду «Место» и когда собака убежала в будку (съесть брошенный туда раньше корм), я вышел из вольера.
Съев корм, Айда вышла из вольера и сразу легла, всем своим видом «сообщая» мне, что на сегодня с нее довольно!
Достижение Айды:
Ухватка: хватала ухватку стоя, после чего шла легкая и непродолжительная борьба, затем я отпускал ухватку и отступал от собаки, а она следовала за мной!
Гантель: сидела передо мной, хватала гантель, когда я показывал ее из-за спины с командой «Оп!», шла за мной с гантелью в пасти и отпускала гантель когда я брал ее рукой. Общее время работы — 10 минут
Итак, Айда сегодня выдержала огромную обучающую нагрузку, ведь все занятие длилось почти сорок минут!
Я такого от нее не ожидал! Когда я отправил
Когда, сидя за столом, я писал инструкцию, зашел владелец и спросил: «Что сделали с собакой? Она даже не встала мне навстречу!»
Вот так устают от интеллектуальной нагрузки собаки! А ведь я ее только кормил и всячески поощрял! Никакого насилия!
Прощание. Мы еще побеседовали с женой владельца и детьми. Все интересовались дрессировкой, наблюдали за моей работой из окна и спрашивали — можно ли им стоять на улице? Я пригласил всех присутствовать на следующих уроках (помешать нам никто не может!) и попросил задавать по ходу дрессировки вопросы.
И мы расстались до следующего утра.