Среднеазиатская овчарка Нора продолжает осваивать курс Начальной дрессировки и начало второй десятидневки ознаменовалось новыми достижениями. Как я уже говорил, к настоящему времени Нора из доминантной (склонной к агрессии) собаки превратилась в ласковое, лижущее мне руки создание.
Хочу напомнить любителям собак, что процесс дрессировки не линеен, он колеблется, то высоко поднимаясь, то падая вниз – то мы поднимаемся на вершину, то скатываемся в яму. Предсказать как будет сегодня работать собака можно только очень приблизительно.
Вначале дрессировки амплитуда (размах) этих колебаний достаточно высока, но к концу кривая сглаживается, колебания эмоционального настроя собаки становятся незаметными для постороннего взгляда. Их отмечает только опытный дрессировщик.
Зная это, дрессировщик не должен расстраиваться когда собака бунтует, демонстрируя нежелание учиться, но также он не обольщается, когда на нее находит необычайная работоспособность.
Дрессируя собаку, я всегда учитываю ее «настроение» и готов прекратить занятие при первых признаках ее усталости (потере интереса к учебе). Тогда я сразу завожу ее в вольер и разрываю с ней взаимоотношения (не играю, не смотрю в ее сторону, не разговариваю и т.д.) до следующего занятия. Последнее, что слышит мой ученик на прощание, это примерно такие слова: «Благодарю «старик / старушка» (в зависимости от пола ученика), ты решил(а), что нам надо отдохнуть друг от друга. Спасибо за это и до следующего занятия». А чтобы наше расставание было приятным для обоих, я даю ей искусственную кость, убирая у собаки последние сомнения в моей благожелательности к ее персоне.
Повторю, дрессировочный процесс имеет колебательную природу, и даже у обученной собаки можно обнаружить дни как «душевного» подъема, так и спада. Правда заметить их может только профессионал.
Вторая десятидневка дрессировки годовалой суки среднеазиатской овчарки, Норы, началась под знаком увеличения дрессировочной нагрузки и переноса освоенных правил наших взаимоотношений в новые ситуации (структуры, гештальты).
Это стало возможным, напомню, потому, что Нора из доминантной собаки превратилась в подчиняющуюся. Не путайте эти понятия, не в «послушную», а в «подчиняющуюся» собаку.
Если вначале она пыталась бороться за более высокий статус, прыгая, толкая и кусая меня, то теперь она лижет протянутую к ней руку!
Вот запоминающиеся моменты этого периода обучения.