Лидерско-Ролевое Обучение Собак

КОРРЕКЦИЯ ДОМИНАНТНОЙ АГРЕССИИ У СОБАК С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ ЛИДЕРСКО-РОЛЕВОГО ОБУЧЕНИЯ СОБАК (ЛИРОС)

Плосков К.Н., биолог-исследователь агрессивного поведения у собак, создатель методики ЛидерскоРолевого обучения собак (ЛИРОС), специалист по рабочим качествам РКФ (Российской Кинологической Федерации) Плоскова В.К., специалист по коррекции проблемного поведения у собак


Приведена схема коррекции доминантной агрессии у собак с помощью методики ЛидерскоРолевого Обучения Собак (ЛИРОС).
Коррекция доминантной агрессии, доминантные собаки, методика Лидерско-Ролевого Обучения Собак (ЛИРОС)


Свидетельство о публикации статьи

Свидетельство о публикации статьи

Практическое применение разработанной нами методики Лидерско-Ролевого обучения собак (ЛИРОС) не только подтвердило правильность положенных в ее основу экспериментальных гипотез, но и показало свою эффективность при дрессировке доминантных (агрессивных) собак в возрастном диапазоне от двух месяцев до восьми лет.

Процесс подчинения собаки занимал в среднем сорок пять дней. А поддержание созданных стандартов взаимоотношений с собакой в течение последующих шести месяцев делало новое поведение у них автоматическим.

После такого обучения, собаки с доминантной агрессией, при условии управления ими, становились безопасными как для владельца, так и для окружающих людей. Более того, они демонстрировали высокую степень готовности к последующему обучению (и быстро учились) любой традиционной для служебных собак профессии.

Последовательность действий (алгоритм) при применении методики ЛИРОС.

Первой «дрессировочной площадкой» для проблемной собаки является то место, где она проводит большую часть жизни: в доме (при квартирном содержании) или в вольере (при содержании в питомнике). После создания иерархических взаимоотношений, то есть подчинения собаки (подчинения всех желаний собаки воле дрессировщика), все созданные схемы взаимодействия между человеком и собакой переносятся в более сложные условия (на улицу, во двор, на дрессировочную площадку), а затем в те условия среды, где предполагается основное использование собаки.

При дрессировке доминантных (агрессивных) собак по методике ЛИРОС, мы рекомендуем придерживаться следующей последовательности действий.

1. Вводится режим психологической депривации (изоляции) как для собаки, так и для дрессировщика:

  • Собака приучается находиться на своем месте для отдыха (домашняя клетка при содержании собаки в квартире, будка, при содержании собаки в вольере);
  • Прекращаются старые, неконструктивные и конфликтные взаимоотношения между дрессировщиком и собакой и, таким образом, исключается возможность манипулирования собакой дрессировщиком, а у последнего исключается возможность приобретения вредной привычки к избыточному общению с собакой;
  • Прогулки с собакой ограничиваются временем необходимым для оправления ею физиологических потребностей.

2. Определяются основные потребности («желания») собаки и выделяются структуры, в которых необходимо поставить эти «желания» под стимульный контроль дрессировщика:

  • Желание отдыхать — Место для отдыха собаки (клетка, будка);
  • Желание утолять голод (жажду) — Чашка для кормления (поения) собаки;
  • Желание лаять на подозрительные и незнакомые объекты — Вокализация собаки на посторонние звуки, объекты;
  • Желание быть первой при проходе дверей — Дверные проемы;
  • Желание хватать и душить жертву и бороться с конкурентом (противником) – Ухватка (толстый жгут);
  • Желание носить разные предметы – Гантель для апортирования;
  • Желание узнать как устроен окружающий мир (познавательная активность) – Посторонние, как неподвижные, так и подвижные, живые и неживые объекты окружающего мира (люди, дети, животные, машины и т.п.).

3. Во всех перечисленных выше ситуациях собака проходит стандартное иерархическое обучение, целью которого является подведение под стимульный контроль реализации ее «желаний». При этом, у собаки формируется поведение подчиненной особи (социальный ранг Младшего), в то время как дрессировщик становится Старшим, определяющим, что и когда она получит.

  • Первый уровень подчинения собаки – формирование трех форм социального взаимодействия у объекта (ресурса):
    • По команде бери ресурс;
    • Без команды не бери ресурс;
    • По команде прекращай пользоваться ресурсом (отдавай ресурс).
  • Второй уровень подчинения собаки – введение в структуру социального взаимодействия трех связок команд управления:
    • Первая связка команд: «Рядом» – «Сидеть»;
    • Вторая связка команд: «Рядом» — «Лежать»;
    • Третья связка команд: «Ко мне» – «Рядом».

Таким образом, в отличие от формального обучения собак командам управления в разных курсах спортивной и прикладной дрессировки собак, в данном случае команды, даваемые дрессировщиком, становятся важными, так как ведут к удовлетворению ее базовых потребностей. А необходимость собаки учитывать и различать разные сигналы от Старшего (владельца) и в соответствии с ними координировать свое поведение, служит укреплению созданных рангов (у владельца ранга Старшего, а у собаки ранга Младшей особи) в создаваемом рабочем коллективе – суррогатной стае.

  • Третий уровень подчинения собаки – введение параметра «ожидания» — «жди заданное время»:
    • Рядом – Сидеть (сиди и жди заданное время)
    • Рядом – Лежать (лежи и жди заданное время)

Вводя эти дисциплинирующие упражнения, мы делаем собаку спокойной и внимательной к сигналам (командам) дрессировщика.

4. Кормление собаки проводится только во время ее дрессировки.

5. Каждое занятие завершается возвращением собаки в клетку (при содержании в доме) или в вольер (при содержании в питомнике) и дачей собаке искусственной кости – «символа» окончания занятия (взаимодействия с дрессировщиком);

6. Во время обучения дрессировщик внимательно следит за уровнем пищевой мотивации у собаки, не перекармливая ее, при снижении у собаки желания учиться, она отправляется на свое место (клетку, вольер), при этом ей обязательно дается сухожильная кость.

Начальный курс коррекции доминантной агрессии у собак продолжался, в среднем, сорок пять дней при условии ежедневных двух разовых занятий.

Все созданные формы иерархического взаимодействия становятся у собаки привычкой при их повторении (поддержании) в течение последующих шести месяцев.

Наш опыт обучения (дрессировки) доминантных (агрессивных) собак по данной схеме на собственных дрессировочных станциях показал:

1. Иерархическая дрессировка не подавляет, а максимально развивает у доминантных собак их рабочие способности социального хищника (желание хватать и бороться, искать и приносить вещи и т.п.);

2. Иерархическая дрессировка позволяет поставить рабочие способности доминантных собак под стимульный контроль дрессировщика, делая их безопасными как для дрессировщика, так и для посторонних людей;

3. Иерархическая дрессировка, снимая конфликты между дрессировщиком и собакой, открывает у последней готовность к освоению любой рабочей специальности.

Обучение данной методике дрессировки доминантных собак (агрессивных), позволит значительно снизить процент отказных животных. А специалисты, готовящие собак для целей безопасности и антитеррористической работы получат в свои руки инструмент, позволяющий ставить на службу собак с выдающимися рабочими характеристиками.

Сборник 7 Международной научно-практической конференции «Научно-технический прогресс: актуальные и перспективные направления будущего».

Список используемой литературы

1. Аскью Г. А. Проблемы поведения собак и кошек. Руководство для ветеринарного врача. пер. с нем. – М.: Аквариум, 1999. – 624с.

2. Волк. Происхождение, систематика, морфология, экология. / Отв. ред. д-р биол. Наук Д. И. Бибиков. – М.: Наука, 1986.-608с.

3. Дьюет Ф. К., Дьюет Д. К-9 – собака для охраны и защиты собственности и бизнеса.-М.: Центрполиграф, 1997.-236с.

4. Жуков Д. А. Биология поведения. Гуморальные механизмы.- СПб.: Речь, 2007.-443с.

5. Крушинский Л. Е. Формирование поведения животных в норме и патологии. — М.: изд. Московского университета, 1960.-264с.

6. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. Пер. с нем./под ред. А. Гладкого – М.: Республика, 1998.-393с.

7. Лялин А. Н. Охота в Сибири на медведя с лайками. – В сб.: Охота на медведя. На берлоге, блава, на овсах, с лайками. – М.: изд. Рученькина, 1997. – с 275-349

8. Оверолл К. Клинические методы коррекции поведения собак и кошек. Пер. с англ. – М.: Софион. 2005.- 641с

9. Плосков К. Н. Новая методика лидерско-ролевого обучения собак (ЛИРОС). Курс начальной дрессировки. – СПб.: Изд-во. Политехн. ун-та, 2010. – 156с.

10. Плосков К. Н. Доминантное поведение собаки, выявление его методом опроса и методика коррекции. В сб.: Современные проблемы природопользования, охотоведения и звероводства. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ВНИИОЗ. – Киров: 2002, с 342-343

11. Руководство по поведенческой медицине собак и кошек. Пер. с англ./под ред. Д. Хорвиц, Д. Миллса, С. Хи – М.: Софион, 2005.- 368с

Оригинал публикации: Западно-Сибирский научный центр. Сборник от 6 марта. Том 1, стр. 19.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × 2 =

Translate »