В предыдущей статье мы разобрали два вида социальности у собак и волков: семью и стаю. Повторю основные тезисы, которые желательно запомнить.
Социальность «семья»:
- Запускается в благоприятный период, когда корм вокруг водится в изобилии;
- Характеризуется отсутствием иерархии.
- Главная задача — родить и вырастить щенков.
Социальность «стая»:
- Запускается в трудные времена, когда пища становится недоступна каждой отдельной особи;
- Характеризуется наличием четкой иерархии и системой коммуникации, совместным добыванием корма, распределением его между особями согласно рангам, и защитой ресурсов от конкурентов;
- Главная задача — выжить в суровый период жизни.
Жизнь собаки в домашних условиях
Давайте проанализируем жизнь наших домашних собак и наше отношение к ним.
Что обычно бывает, когда мы берем щенка в дом? О чем мы заботимся в первую очередь?
Конечно, о том, чтобы наш питомец не был голодным! Поэтому, очень часто, чашка с кормом стоит всегда полная! Поэтому наша собака никогда не испытывает чувство голода и обычно ест неохотно. Как часто владельцы жалуются в сети, что, мол, «моя собака плохо кушает». Многим из них даже не приходит в голову, что она «плохо кушает» не от того, что, возможно, заболела, а потому что банально перекормлена.
Мы подбираем питомцам корма и «лакомства», тщательно отмеряем порции, выбираем покрасивее ошейник и помягче подстилку. Регулярно обращаемся за помощью к заводчику (уж он-то знает породу лучше всех!) и к ветеринарному врачу (этот специалист вообще знает о собаках все!). Без перерыва ласкаем собаку и говорим ей ласковые слова (а многие еще и целуются с ней!). Все свободное время посвящаем длительным прогулкам с нашим питомцем на свежем воздухе. Ну что еще ему нужно для полного счастья?! Мы удовлетворены, поскольку считаем, что выполнили все свои обязательства перед собакой.
На самом деле, мы удовлетворили собственный эгоизм и совсем не подумали о том, что у нашего питомца – социального хищника есть другие, отличные от наших представлений, желания, потребности. Что у него могут быть другие жизненные цели, которые сформировались за длительный период эволюции данного биологического вида.
Для чего собака появляется на свет? Чего она учится? Какие условия способствуют развитию ее интеллекта?
Собака в дикой природе
Собака — это социальный хищник. Большую часть своей эволюции, она выживала в дикой природе: выслеживая добычу и умерщвляя ее своими челюстями. В трудные времена, отдельные стаи собак конкурировали с другими за жизненно-важные ресурсы (личную и охотничью территории). Борьба за лидерство в стае выполняла функцию отбора лучших производителей, которые в последующем спаривались и оставляли более жизнеспособное потомство
Каждая собака в стае вынуждена была координировать свое поведение в соответствии с поведением других особей, совершенствуя свои охотничьи навыки, проявляя сообразительность и делая оптимальный выбор из возможных вариантов своего поведения.
В естественных условиях у собаки нет «доброго человека», который принесет ей все необходимое «на блюдечке с золотой каемочкой». Следовательно, все ее поведение как социального хищника, все ее интеллектуальные и мышечные усилия направлены на каждодневное решение задач, связанных с выживанием. И, в первую очередь – добычей пищевых ресурсов, то есть еды.
Оборотная сторона собачьего «рая».
От того, что мы забрали наших четвероногих «друзей человека» из природы и завели в свои жилища, они не изменились, хотя человек приложил немало усилий, чтобы вывести породы, лишенные видотипичного поведения социального хищника (доминантности и связанной с ней агрессией).
Собака осталась собакой. Не произошло никакого ее «усовершенствования». У нее нет «генетически» обусловленной «любви» к людям и их потомству, нашим детям. Она по-прежнему собака – ближайший родственник волка. Даже маленький пушистый шпиц может рычать, кусаться и превратить жизнь семьи в ад (см. отзыв на дрессировку шпица Темы).
Изменились только условия, в которых она проживает. Еда — главный ресурс, добывая который, собаки напрягают все свои физические и интеллектуальные способности достается им отныне без всяких усилий. Можно сказать, что большинство наших домашних псов уже при жизни попали в свой, собачий «рай».
Но у этой «райской жизни» есть и оборотная сторона медали: собаки, в роли наших домашних питомцев, начинают интеллектуально деградировать.
Давайте вспомним первый абзац данной статьи и подумаем: что происходит с собаками, когда все их базовые (витальные) потребности удовлетворены? Когда они не зарабатывают свой «хлеб насущный» и он дается им просто так? Правильно — собаки начинает искать полового партнера, чтобы произвести на свет и вырастить щенков, пока условия абсолютного изобилия не изменились.
И если мы ответственные владельцы, то несем ответственность за такое положение вещей и создать условия для интеллектуального развития наших питомцев. Ведь большинство владельцев собак на протяжении жизни своего питомца занимаются только тем, что болтаются у них на другом конце поводка, наблюдая, как их питомцы справляют большую и малую нужду или ищут (обнюхивают и облизывают) очень неприятные с нашей точки зрения вещи (мочевые метки и экскременты своих собратьев, пищевые отбросы и падаль).
Многие владельцы собак искренне считают, что с этим ничего нельзя поделать и терпеливо сносят эти «странные» привязанности своих «членов семьи», продолжая с ними целоваться и спать в одной постели. А когда поведение этих «умных» и «любящих» животных переходит все границы (в случаях доминантной агрессии) – без сожаления отдают их «в хорошие руки», усыпляют или выбрасывают на улицу (не будем закрывать глаза на эти, безусловно «гуманистические» поступки людей.
В итоге, большинство собак так и не получают шанса по-настоящему раскрыть свои способности (использовать «по назначению» свои зубы и инстинкт охотника), заложенные в генетике вида, служа верой и правдой своему владельцу. Поскольку это возможно только при специальном обучении собаки, имеющем целью создание суррогатной стаи, в которой человек приобретает ранг Старшего, а собака – Младшего. У стаи есть свои цели (добыть, разделить и защитить ресурсы) и «язык» взаимодействия (аналог человеческому этикету), назначение которого укреплять созданные обучением социальных рангов.
В итоге, мы получаем одинокое животное, не реализовавшее ни одну из своих генетических программ, и деградировавшее в обстановке абсолютной сытости и комфорта.
Выводы
Зачастую люди привыкли воспринимать собаку как живую игрушку, которая не должна кусаться, рычать, и вообще как-либо проявлять себя как здоровое животное. Они кормят ее, поят, следят за здоровьем, ласкают, но при этом забывают про ее истинную природу социального хищника и потребности, которые для нее важны.
Отсюда берут начало все проблемы послушания собак. А принятый в современном обществе антропоморфизм (очеловечивание собаки) — «умная», «все понимает, но сказать не может», «собаки лучше людей», «собака не предаст», только усугубляет ситуацию, не позволяя нам увидеть в собаке животное, хищника, то есть настоящую собаку. Это, по нашему мнению, приводит к постоянным конфликтам в обществе.
Всем нам, ответственным и здравомыслящим владельцам собак, необходимо прекратить очеловечивать наших питомцев для их же и собственного блага. Только когда мы поймем, что в наших домах живет животное, которое обладает более низким интеллектом, чем мы сами, наполненное инстинктами, и имеющее свои специфические потребности, мы сможем по-настоящему справедливо относиться к нему. Это будет первым шагом на пути к решению поведенческих проблем наших собак.
О втором важном шаге — создании с собакой суррогатного аналога «стаи» по методике лидерско-ролевого обучения собак ЛИРОС, я расскажу в следующей статье.