Лидерско-Ролевое Обучение Собак

КОРРЕКЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СОБАК: ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД С ПОМОЩЬЮ ЛИДЕРСКО-РОЛЕВОГО ОБУЧЕНИЯ СОБАК (МЕТОДИКА ЛИРОС).

К. Н. Плосков, биолог-исследователь агрессивного поведения у собак, создатель методики Лидерско-Ролевого обучения собак (ЛИРОС), специалист по рабочим качествам РКФ (Российской Кинологической Федерации)

В. К. Плоскова, специалист по коррекции проблемного поведения у собак

В связи с преобладанием коммерческого разведения собак для нового их использования в качестве компаньона («члена семьи» или «друга»), заводчики перестали заниматься выбраковкой щенков с потенциально проблемными психотипами (трусливым и доминантным), а также сотрудничать с дрессировщиками-прикладниками, которые раньше «ставили клеймо качества» на работе заводчика направляя его работу в нужном направлении. В результате этих тенденций в современном собаководстве, число собак с проблемным поведением и число социальных конфликтов в обществе увеличивается. Разработанная нами методика Лидерско-Ролевого обучения собак (ЛиРОС) более эффективно исправляет вредные привычки у собак разного возраста, пола и породной принадлежности, чем традиционные методы.

Коррекция проблемного поведения собак, вредные привычки у собак, доминантный и трусливый психотипы собак, методика лидерско-ролевого обучения собак – ЛИРОС.

Собаки с проблемным поведением. Почему мы стали обращать на них внимание?

Первое десятилетие 21 века характеризуются усилением следующих тенденций:

  1. Концентрация населения в городах;
  2. Повышение стандартов качества жизни у городского населения;
  3. Снижение интереса со стороны владельцев собак к их традиционному использованию в охране, на охоте, в спорте;
  4. Появление принципиально нового использования собак в качестве «компаньона», «друга», «члена семьи»;
  5. Новое использование собак приводит к ее очеловечиванию (антропоморфизму).

Сложившиеся условия вызвали повышенный спрос на собак-компаньонов и привели к снижению требований к психическим характеристикам у собак со стороны заводчиков. Отбор собак, стал преимущественно вестись по внешним признакам – экстерьеру.

Из-за отсутствия селекционного отбора, в потомстве собак стали все чаще появляться особи нежелательных и потенциально проблемных психофизиологических типов — доминантных (агрессивных) и трусливых, которые раньше подлежали обязательной выбраковке специалистами, как не поддающиеся дрессировке и управлению традиционными методами. Эти собаки все чаще стали приобретаться рядовыми любителями.

Все эти факторы привели к тому, что с одной стороны, у собак, живущих в комфортабельных условиях города стало проявляться много форм нежелательного поведения, а с другой, повышение гуманности общества не позволяет владельцам проблемных собак сразу избавиться от них, вынуждая искать способы исправления даже таких крайних форм нежелательного поведения, как агрессия и трусость.

Собака, попадая в семью владельца, пытается разобраться в новой среде обитания и, по своему «понимая» ее, формирует поведение, наиболее эффективно приводящее к достижению собственных целей (получению ресурсов жизнеобеспечения).

Поэтому, проблемное поведение собаки, по нашему мнению, всегда является ее «адекватным» ответом на поведение окружающих ее людей и той обстановки, в которой она проводит большую часть жизни. Иначе, говоря, владелец собаки и члены его семьи являются главными виновниками того поведения у своего питомца, которое их же и не устраивает.

Проблемное поведение у собак можно условно разделить на следующие группы:

  1. Проблемы, связанные с ранними этапами индивидуального развития собаки (щенячьи): нечистоплотность, порча домашних вещей.
  2. Проблемы, связанные с неправильным обращением с собакой: навязчивое поведение (скулит, прыгает на владельца), спит на диване (кровати, кресле), выпрашивает, ворует еду;
  3. Проблемы, связанные с высокими рабочими способностями у собаки: высокая подвижность, преследует движущиеся объекты (велосипедистов, машины, кошек, птиц);
  4. Проблемы, связанные с психотипом собаки: доминантным (агрессивным) и трусливым (кусает руки, ноги; защищает пищу, свое место; нападает на собак или, наоборот, всего боится);
  5. Проблемы, связанные с грубым (агрессивным) обращением владельца с собакой, при его попытках исправить возникшую проблему или неправильным обучением: убегает на прогулке, не слушается.
Кобель немецкой овчарки Алекс — пример собаки с высокими рабочими способностями

К сожалению, большинство профессиональных дрессировщиков собак и специалистов по коррекции проблемного поведения, не учитывают факторы, лежащие в основе развития проблемного поведения у собак, а большинство их рекомендаций сводятся к насильственным методам, призванным «исправлять» уже сформировавшуюся привычку. Иначе говоря, при попытках исправить проблемное поведение у собак, начинают воздействовать на «вершину айсберга», не понимая, что истоки проблемы лежат глубоко в его основании. Именно по этой причине, по нашему мнению, столь популярно среди собаководов наказание собак («покажи ей, кто в доме хозяин»), вместо обучения их новому, бесконфликтному поведению.

Любое поведение у собаки, которое не нравится ее владельцу, непосредственно связано, во-первых с поведением владельца и членов его семьи, а во-вторых, является частью целой системы разнообразных и, на первый взгляд, не связанных с проблемным поведением собаки, широким спектром проявлений ее жизнедеятельности. Иначе говоря, любая вредная привычка у собаки является частью Системы Жизни собаки в человеческом обществе.

Мы считаем, что для того, чтобы эффективно исправить конкретную вредную привычку у собаки, необходимо полностью изменить:

  1. Убеждения владельцев (их взгляды) на природу собаки и то, чего ей действительно необходимо для полноценной жизни;
  2. Изменить привычки взаимодействия человека с собакой;
  3. Кардинально изменить поведение у собаки.

Все это достигается обучением владельца и собаки новым правилам взаимодействия в повседневной жизни.

Мы апробировали следующую схему коррекции нежелательного поведения у собак, которая оказалась очень эффективной для исправления у них широкого спектра поведенческих проблем.

Коррекция проблемного поведения с использованием методики ЛИРОС.

При исправлении вредных привычек у собак, мы придерживались следующей последовательности обучения, как владельца, так и его собаки.

1 . Приучение собаки к месту (к домашней клетке) позволяло решать следующие задачи:

  • Разрывались старые, неконструктивные (конфликтные) взаимоотношения человека и собаки;
  • Владельцы отучались от привычки постоянного общения с собакой, ее чрезмерной ласки;
  • Владельцы учились новым, конструктивным и бесконфликтным формам взаимодействия с собакой;
  • Собака отучалась манипулировать владельцем, требовать от него общения, ласки и т.п.;
  • Собака отучалась портить домашние вещи;
  • В доме владельца территория разделялась на личную территорию владельцев (спальня, кухня), личную территорию собаки (клетка) и территорию общего пользования (гостиная, коридор);
  • Находясь в клетке (своем логове), собака приучалась к чистоплотному поведению, ожидая, когда ее выведут для оправления естественных потребностей.
Трехлетний кобель таксы Гавр уже приучен находиться на своем месте

2 . Обучение иерархическому взаимодействию при кормлении (поении) собаки:

  • Собака обучалась не бороться за ресурс пищу (воду) и подчиняться воле владельца, ожидая от него разрешающего сигнала к приему пищи (воды), а также прекращала есть (пить) после соответствующего сигнала.

3 . Обучение собаки борьбе с условным противником ухваткой (толстым жгутом):

  • Собака обучалась реализации инстинкта защиты ресурсов, борясь с ухваткой;
  • Данное поведение собаки не только направлялось на данный объект (канализировалось), но и ставилось под стимульный контроль владельца (не хватай без команды, хватай по команде, отпускай по команде), подчиняя воле владельца инстинкт защиты у собаки и его реализацию;
  • Данное обучение также давало возможность дать собаке необходимую физическую нагрузку, укрепляя взаимоотношения человека и собаки.

4 . Обучение собаки апортированию гантели (нахождению и принесению разных предметов):

  • Собака обучалась находить и приносить гантель (другие предметы), реализуя свое желание находить и носить их;
  • Апортирование гантели позволяло дать физическую нагрузку собаке и при этом укреплять ее доверие к человеку;
  • Собака подчинялась ведущему, поскольку апортировала гантель только после соответствующей команды, безукоризненно и быстро приносила гантель и отдавала ее ведущему по соответствующей команде.
Апортирование гантели. Немецкая овчарка Эрик

5 . Обучение собаки иерархическим правилам прохода дверей (не проходи дверной проем без команды, проходи его по команде):

  • При таком обучении, собака не только лишалась инициативы при проходе дверных проемов (выскакивания в открытую дверь), но также лишалась возможности манипулирования владельцем, требуя от него быстрого вывода на прогулку.

6 . Обучение собаки не реагировать на посторонние движущиеся и неподвижные объекты (людей, в том числе маленьких детей; велосипедистов, машины, собак, кошек, птиц):

  • Собака переставала реагировать на посторонние объекты, а в незнакомых ситуациях смотрела на ведущего, ожидая от него соответствующего ситуации сигнала.

Все перечисленные обучающие задачи достигались за полтора два месяца ежедневных дрессировок (во время кормления собаки) и закреплялись в виде привычки в течение последующих шести месяцев жизни с собакой по новым правилам.

Известно, что легче предупредить возникновение вредной привычки у собаки, чем потом ее исправлять. Популяризация новой методики лидерско-ролевого обучения собак (ЛИРОС) среди собаководов позволит им выращивать собак с бесконфликтным поведением, что, в конечном счете, значительно снизит количество конфликтов в обществе.

Статья опубликована в сборнике VIII Международной научно-практической конференции «Научно-технический прогресс: актуальные и перспективные направления будущего». Западно-Сибирский научный центр.

Список используемой литературы

  1. Аскью Г. А. Проблемы поведения собак и кошек. Руководство для ветеринарного врача. Пер. с нем. – М.: Аквариум, 1999. – 624с.
  2. Выращивание, воспитание, дрессировка и натаска охотничьих собак за рубежом. Руководство. Пер. с нем. и обработка книги д-ра Ф. Грандерата Дрессировка и натаска собак. – М.: 1991. – 88 с.
  3. Дойдж Н. Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга. Пер. с анг. – М.: Эксмо, 2010. – 544с.
  4. Доманже Р. Дрессировка Фрама: дрессировка и натаска молодой подружейной собаки. Письма к дядюшке Клодомиру. Пер. с фр. – Н. Новгород: СММ, 1993/ — 173 c.
  5. Дьюет Ф. К., Дьюет Д. К-9 – собака для охраны и защиты собственности и бизнеса.-М.: Центрполиграф, 1997.-236с.
  6. Оверолл К. Клинические методы коррекции поведения собак и кошек. Пер. с англ. – М.: Софион. 2005.- 641с
  7. Коппингер Л., Коппингер Р. Собаки. Новый взгляд на происхождение, поведение и эволюцию собак. Пер. с англ. – М.: Софион, 2005. – 338 с.
  8. Плосков К. Н. Новая методика лидерско-ролевого обучения собак (ЛИРОС). Курс начальной дрессировки. – СПб.: Изд-во. Политехн. ун-та, 2010. – 156с.
  9. Руководство по поведенческой медицине собак и кошек. Пер. с англ./под ред. Д. Хорвиц, Д. Миллса, С. Хи – М.: Софион, 2005.- 368с
  10. Фишер Дж. О чем думает ваша собака. Пер. с англ. – СПб.: Азбука, 1999. – 304 с.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 − 4 =

Translate »