При разработке методики Лидерско-Ролевого Обучения собак (ЛИРОС), мы опирались на следующие концепции и экспериментальные гипотезы.
Мы предположили, что поскольку эти два вида семейства собачьих спариваются и производят жизнеспособное потомство, у них должны сохраниться сходные механизмы социальной организации – формирования стаи. Стая у волков является эволюционным приспособлением для выживания вида в неблагоприятное время года, когда исчезает доступный для каждой отдельной особи корм, а добыча крупных животных требует согласованных действий нескольких особей, объединенных в организованную по иерархическому принципу группу.
Цель стаи – коллективная добыча пищи с последующим распределением добытого в соответствии с социальным рангом каждого члена стаи, а также защита основных «ресурсов» стаи (территории, пищи) от конкурентов и врагов.
У обоих представителей социальных видов (волк и собака) наблюдается характерный сложный поведенческий комплекс, цель которого — борьба за обладание жизненными ресурсами. В процессе этой борьбы, индивиды приобретают в группе социальные ранги (старший – младший) и создают информационную систему, которая служит укреплению их. Конечная биологическая цель иерархии в группе – отбор производителей для последующего размножения, определяющего репродуктивный успех индивида. Особи с высоким социальным рангом имеют преимущество при формировании семейной пары и оставляют потомство.
Социальное поведение у этих хищников имеет наследственную природу и запускается приопределенных условиях среды обитания, а именно, при угрозе гибели от голода при исчезновении пищи доступной для отдельной особи. Все особи данных биологических видов имеют генетическую предрасположенность к созданию стаи, включающему в себя социальное обучение в процессе борьбы за высокий социальный ранг и создание специфической информационной системы («языка») для обмена социально значимой информацией, функцией которого является поддержание сформированных социальных рангов в группе!
У социальных биологических видов социальное обучение преобладает над индивидуальным обучением. Иначе говоря, вначале индивиды учатся жить в сообществе, усваивая основные правила взаимодействия между старшими и младшими по рангу особями и только затем совершенствуют свои индивидуальные навыки при добыче важных для жизнедеятельности ресурсов. Исследователями установлено, что при изменении социального статуса, кардинально меняется и социальное поведение индивида. Важным и необходимым условием для эффективной передачи социально и индивидуально значимой информации от одной особи к другой является более высокий ранг первой по отношению ко второй.
5. Пластичность головного мозга у млекопитающих.
Под «пластичностью мозга» мы понимаем появление в нем новых нейронных связей под воздействием нервных импульсов, идущих от мышечных волокон, при разучивании новых движений организмом. А также исчезновение старых нейронных связей между клетками головного мозга припрекращении поступления нервных им пульсов от соответствующей мышечной активности. При этом, нервные клетки, освобожденные от участия в старых двигательных актах индивида переключаются на поддержку нового (разучиваемого индивидом) поведения.
Поэтому, при коррекции агрессивного поведения собак, нельзя действовать «запретительными» методами, но необходимо создать новые схемы (безопасные для окружающих) реализации агрессии и подвести их под стимульный контроль дрессировщика.
6. Принцип Парето (80/20).
Принцип Парето гласит: в любой области человеческой деятельности, 20% действий, определяет 80% результатов.
Каждый живой организм стремится в процессе жизнедеятельности к эффективности. Под эффективностью жизнедеятельности мы понимаем оптимальный расход энергии индивидом для достижения жизненно важных целей. По мере взросления организма, он отбирает наименее затратные способы добычи всех необходимых для жизни ресурсов, избегая конфликта с окружающей средой.
Во время дрессировки, мы выявили и отобрали восемь значимых для собаки ситуаций, отвечающих за более чем 90% конфликтов между человеком и собакой, в которых обучали собак социально-приемлемому (бесконфликтному) поведению.
7. При разработке методики использовался системный подход:
- Обучение владельца и его собаки рассматривалось с позиции системного анализа.
Новая система «человек–собака» требует обучения каждой из подсистемы, как человека, так и собаки новым правилам взаимодействия. В результате такого обучения изменяются поведенческие связи как внутри системы «человек–собака»,так и ее поведение по отношению к внешним факторам среды (другим системам). Сам процесс обучения идет по принципу усиливающей обратной связи по схеме: действие – отслеживание реакции на действие – принятие решения о новых усилиях – новое действие. Но, поскольку при социальном обучении, в контуре обратной связи меняется ментальность, как у человека, так и у собаки, то, социальное обучение является более сложным обучением, которое называется «порождающим обучением». Целью или «запасом» новой системы является снижение внутренних конфликтов между человеком и собакой или достижение гармонии взаимоотношений.
- Теория ограничений систем — ТОС Э.Голдрата.
Согласно Эллияху Голдрату, созданные системы требуют постоянного совершенствования, иначе говоря, их надо поддерживать и ими надо управлять. Совершенствование системы идет с помощью поиска и устранения ограничивающего эффективное функционирование системы фактора (слабого звена). Целью любой системы является процесс ее непрерывного совершенствования.
Все перечисленные выше концепции были взяты за основу при создании новой методики дрессировки собак – Лидерско-Ролевого обучения собак (ЛИРОС).
Практическое применение созданной методики полностью подтвердило положенные в ее основу теоретические положения, позволяя эффективно менять конфликтное поведение доминантных (агрессивных) собак на социально-приемлемое (бесконфликтное) поведение. Распространение данной методики среди специалистов позволит не только спасать собак с высокими рабочими характеристиками от эвтаназии, но и использовать их в защитной и антитеррористической работе.
Сертификаты и сборник конференции
Список используемой литературы:
1. Аскью Г. А. Проблемы поведения собак и кошек. Руководство для ветеринарного врача. Пер. с нем. – М.: Аквариум, 1999. – 624с.
2. Волк. Происхождение, систематика, морфология, экология. Отв. ред. д-р биол. Наук Д. И. Бибиков.– М.: Наука, 1986. — 608с.
3. Дойдж Н. Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга. Пер. с анг. – М.: Эксмо, 2010. – 544с.
4. Дьюет Ф. К., Дьюет Д. К. — 9 – собака для охраны и защиты собственности и бизнеса. — М.: Центрполиграф, 1997. — 236с.
5. Жуков Д. А. Биология поведения. Гуморальные механизмы. — СПб.: Речь, 2007. — 443с.
6. Крушинский Л. Е. Формирование поведения животных в норме и патологии. — М.: изд. Московского университета, 1960. — 264с.
7. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. Пер. с нем./под ред. А. Гладкого – М.: Республика, 1998. — 393с.
8. Лялин А. Н. Охота в Сибири на медведя с лайками. – В сб.: Охота на медведя. На берлоге, блава, на овсах, с лайками. – М.: изд. Рученькина, 1997. – с 275 — 349
9. Оверолл К. Клинические методы коррекции поведения собак и кошек. Пер. с англ. – М.: Софион. 2005. — 641с.
10. Плосков К. Н. Новая методика лидерско-ролевого обучения собак (ЛИРОС). Курс начальной дрессировки. – СПб.: Изд-во. Политехн. ун-та, 2010. –156с.
11. Руководство по поведенческой медицине собак и кошек. Пер. с англ./под ред. Д. Хорвиц, Д. Миллса, С. Хи–М.: Софион, 2005. — 368с