Лидерско-Ролевое Обучение Собак

Собака — помощник!

На Южном полюсе, норвежская экспедиция Р.  АмундсенаСледующий этап развития отношений между человеком и собакой, который я хочу выделить — собака в период становления индустриального общества.

На мой взгляд, это самый замечательный период, который ознаменовался великими достижениями человечества — от покорения полюсов холода и высочайших горных вершин и до научных подвигов в познании макро- и микромиров, тайн биологии, выхода человека в космос. Все это стало возможным благодаря научно-техническому прогрессу!

Представляется, что во всех этих свершениях человеческого гения и духа не последнюю роль сыграла собака, поскольку не просто сопровождала нас на этом пути, но и все более тесно сближаясь с нашими чаяниями, тревогами и заботами — становилась непосредственным свидетелем и участником этих событий.

Собака теряет свою дикую свободу и становится действительно домашним животным, а человек находит ей все большее применение в своей повседневной жизни.

Собака стала участником военных действий и развлекательных спектаклей, таких как травля домашних (быков) и диких (львов, буйволов и т.п.) животных. Все более широко используется на охоте аристократией и простым людом.

Таким образом, появился спрос на собак с выдающимися способностями к борьбе и травле и заводчики начали их селекцию в этом направлении.

Конечно, в первую очередь стали обращать внимание на внешние признаки собак, позволяющие предсказать по ним способность собаки к выполнению определенных задач. Эти внешние признаки стали закреплять в потомстве, что способствовало появлению пород.

Представляется, что усложнение способов использования собак, необходимость координации их поведения с человеком, привело к созданию первых дрессировочных курсов.

Именно дрессировка собак была призвана раскрыть рабочие качества особи и была завершающим селекционным усилием в формировании пород собак. А дрессировщик, отбраковывая всех не сумевших пройти курс (то есть, непригодных к данной работе) собак, выполнял своего рода работу контролера, ставя «клеймо качества» на племенной программе заводчика.

Соответственно и потомство получали только от собак, успешно прошедших курс специальной дрессировки и проявивших необходимые качества в реальной работе.

Самым же важным, на мой взгляд, является то, что дрессировкой отбирались особи, которые не только хорошо обучались, но и стремились к сотрудничеству с человеком, «желали» работать на него! Именно этим свойством обладают все породы легавых и служебных собак, где уделяют пристальное внимание дрессировке производителей!

Это качество редко встречается у аборигенных (нативных) пород — лаек, среднеазиатских, кавказских  и даже наших — восточно-европейских овчарок, то есть пород, где на собак возложены очень примитивные обязанности и поэтому производителей практически не дрессируют или дрессируют по очень примитивным методикам!

Когда я беру в дрессировку лайку (среднеазиатскую или восточно-европейскую овчарку) и дратхаара (немецкую овчарку, ризеншнауцера, добермана), то последние всегда значительно опережают первых в скорости освоения задач, а их исполнительское мастерство (желание работать со мной и на меня) практически недостижимо для первых.

Подведем итог.

В достаточно длительный период становления индустриального общества, сотрудничество человека и собаки достигло максимального развития. Вот его основные характеристики:

  1. Разнообразие использования собак привело к необходимости выведения пород.
  2. Заводчики стали вести селекцию на усиление рабочих качеств, в первую очередь закрепляя у собак способность бороться с превосходящим по силе противником.
  3. Высокие рабочие способности собак (агрессия), усложнение выполняемых собакой задач и ее тесное взаимодействие с ведущим привело к созданию дрессировочных (обучающих) курсов, задачей которых было обеспечить безопасность владельца (вожатого) от агрессии собаки, максимально раскрыть рабочий потенциал особи и обеспечить передачу и закрепление его в потомках.
  4. Дрессировщик собак стал главной фигурой в совершенствовании породных рабочих качеств, выполняя роль браковщика на пути от воспроизведения потомства до его практического использования.

И корм отныне собака получает не отдыхая возле человеческой помойки, а после тяжелой и нередко опасной для жизни работы (при сложной координации своих действий с действиями владельца).

Другой важный момент, на который я хочу обратить ваше внимание, это то, что с помощью дрессировки, создавался рабочий коллектив, где собака была активным, но стоящим на более низкой ступени в иерархии, членом. Она была подчиненной особью, а владелец — высоко ранговым вожаком, инициирующим собаку на определенные виды деятельности.

Итак, за период становления индустриального общества, человек создал великое разнообразие пород, которые удовлетворяли его эстетические взгляды на то, как должна выглядеть собака, выполняющая определенную работу и создал традиционные курсы дрессировок, назначением которых было: подготовка собаки к выполнению определенной работы, отбор особей, способных ее выполнить, а также передать эти способности в череде потомков.

Нам осталось рассмотреть последний, современный период развития взаимоотношений человека и собаки — постиндустриальное или информационное общество, иначе говоря — нашу с вами сегодняшнюю жизнь.

До следующей встречи!

Также читать:

Собака — друг, член семьи и компаньон

Остановимся, сделаем выводы и пойдем вперед!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × один =

Translate »