Лидерско-Ролевое Обучение Собак

Дрессировка ягдтерьера Ёлки. День второй.

Наступил второй день дрессировки шестимесячного ягдтерьера Ёлки по методике лидерско-ролевого обучения собак ЛиРОС.

Ягдтерьер Ёлка, 6 мес.

Елка ведет себя тихо: не воет, не лает, не скулит. Она спокойно восприняла свое расставание с владельцем. Это довольно редко встречающееся явление. Обычно, собаки, оказавшись в незнакомой обстановке у чужих людей целые сутки (а иногда и больше) беспокоятся, скулят, воют и даже лают.

Утреннее занятие

Перед началом занятия собаку обязательно надо выгулять. Наш сегодняшний выгул длился около двадцати минут. Это немного если сравнивать с тем, сколько времени выгуливали Ёлку раньше.

Такое ограничение прогулок — это часть психической депривации, которую мы вводим в период обучения собаки по курсу ЛиРОС. Основная задача этого ограничения — лишить собаку возможности удовлетворять свое любопытство и самостоятельно получать информацию об окружающем мире.

Подготовка к занятию

Перед занятием я кладу в дрессировочную сумку небольшую порцию сухого корма. Заправляю косточку лакомством. Беру по кусочку колбасы и сыра, так как не знаю, какое из этих двух лакомств привлечет собаку больше.

Занятие

Сейчас 10.05 и мы приступаем к работе по выстраиванию наших новых взаимоотношений с собакой, в основе которых будет лежать иерархический принцип «Старший» — «Младший» («Начальник» — «Подчиненный»).

Шаг за шагом мы выстроим новую схему жизни с собакой в следующей последовательности:

  • выгул;
  • работа (урок/занятие во время которого собака зарабатывает «свой хлеб насущный»;
  • поение (утоление жажды по команде «Ешь»);
  • отдых (во время которого собака усваивает полученную на уроке информацию).

Потом к этой схеме мы добавим массу других интересных дел: обыск местности челноком, поиск зверя по кровяному следу, апортирование дичи и т. д.

Вступительные упражнения.

По традиции, каждый урок начинается с четырех «разогревающих» упражнений:

  • Упражнение 1. «Посмотри мне в глаза, по команде «Ешь» съешь корм».

Подношу руку с кормом к носу собаки и окликаю ее по имени «Ёлка!». Устанавливаю зрительный контакт с глазами собаки, при этом рука с кормом от носа собаки движется к моему подбородку, собака, следя за рукой с кормом, поднимает морду и наши взгляды встречаются. Даю команду «Ешь» и, опуская руку с кормом к носу собаки, даю ей корм.

  • Упражнение 2. «Следи за рукой».

Подношу руку с кормом к носу собаки. Даю команду «Ешь», после чего веду руку с кормом вдоль клетки. Собака тянется следом за движущейся рукой с кормом, а после остановки руки получает корм.

При выполнении этого упражнения, собака подошла, взяла кусочек корма и бросила его. Это нормально. В доме владельца она ела влажный корм, сухой корм для нее непривычен.

  • Упражнение 3. «Не обращай внимания на открывающуюся дверь».

Приоткрываю немного дверь клетки и одновременно с командой «Место» бросаю в клетку кусочек корма, снова закрывая дверь.

При выполнении этого упражнения, Ёлка попыталась вылезти из клетки, и мне пришлось затолкнуть ее обратно. Поэтому я не стал полностью открывать дверь. Оставил только маленькую щелку и через нее предлагал съесть корм собаке. Она разволновалась и не стала есть предложенный корм. В этом нет ничего страшного. Мы приступили к выполнению следующего упражнения.

  • Упражнение 4. «Не выбегай в открытую дверь». Открываю дверь клетки и кидаю корм внутрь с командой «Место».

Елка остается на месте, не делая больше попыток выскочить

Чтобы не перекормить собаку, я делаю все упражнения по одной пробе. Затем подзываю Елку командой «Ко мне», пристегиваю поводок к ее ошейнику и мы приступаем к утреннему занятию.

Ёлка пока не проявляет инициативу. Она еще не знает, как ей вести себя на новом месте. Она не понимает, что мы делаем, каковы наши общие задачи (напомню — добыть, распределить и защитить ресурсы от предполагаемых «конкурентов»).

Поэтому я, как и вчера, знакомлю ее с территорией, на которой мы будем работать.

Как надо себя вести себя когда собака пугается

К слову, так же надо вести себя в случае если собака чего-то испугалась. Не надо сразу смотреть в сторону объекта (источника резкого звука, и т. д.). Собака начнет думать, что вы тоже боитесь. Напротив нужно сделать независимый вид и пойти с собакой дальше, словно ничего не случилось. Ваш питомец скопирует ваше поведение и эмоциональное состояние. Таким образом, он справится со страхом и беспокойством.

Так и мы с Елкой сейчас просто гуляем, знакомясь с местом будущей работы.

Работа с гантелью

После знакомства с местом дрессировки, я решаю познакомить ягдтерьера Ёлку с гантелью. Сначала показываю ей гантель, а потом прячу, не давая никаких команд. Внешне эта работа напоминает игру. Но это не игра. Мы уже приступаем к построению новых иерархических взаимоотношений и запускаем ее реакции социального хищника.

Работая в ограниченном пространстве квартиры, да еще и на «дрессировочном столе», я лишаю Ёлку возможности отвлекаться. Тут просто не существует ничего интересного, что привлекло бы ее внимание. Поэтому она с готовностью приступает к учебе и активно интересуется гантелью. А я вознаграждаю ее за этот интерес кормом, который она тут же съедает, испытывая при этом положительные эмоции.

К концу занятия ягдтерьер Ёлка уже начала хватать гантель по настоящему и поднимать ее с пола, за что тоже получает корм. Я очень рад ее успехами и хвалю ее — «молодец», «хорошая собака», чтобы интонацией передать ей свое положительное отношение к тому, что она делает. Это не является положительным подкреплением (ссылка на статью). Она просто должна запомнить мою реакцию, когда я ей доволен.

Поение собаки

Наша утренняя работа подошла к концу. За ней следует поение собаки. Оно тоже проходит по иерархическому принципу:

  • я одергиваю собаку, когда она тянется к банке с водой, одновременно окликая ее по имени «Елка!»;
  • наливаю в миску немного воды;
  • отвожу собаку от миски с водой по команде «Гуляй»;
  • устанавливаю с собакой зрительный контакт;
  • когда Ёлка смотрит мне в глаза, даю команду «Ешь», разрешая ей пить воду.

Все желания собаки я ставлю под свой (стимульный) контроль и пропускаю через три формы иерархического взаимодействия:

  1. Без команды не бери ресурс;
  2. По команде бери ресурс;
  3. По команде прекращай пользоваться ресурсом;

Таким образом, я формирую у собаки поведение младшей особи. А потом распространяю данную схему на все остальные «ресурсы», которыми собака хочет воспользоваться: выбежать первой в открытую дверь, схватить ухватку, и т. д.

Уход на место

Наше взаимодействие с ягдтерьером Ёлкой на сегодня закончено и я отправляю ее командой «Место» в клетку. Разумеется, она еще не обучена убегать на место, и не хочет туда идти. Но, увидев там кусочки корма, все же уходит и съедает их. При этом она запоминает, что команда «Место» напрямую связана с получением корма в клетке.

Расставаясь с собакой, я даю команду «Ешь» и просовываю через прутья клетки сухожильную косточку — символ расставания и награду за ее «грандиозные» успехи на занятии.

Вечернее занятие

Все сегодняшнее поведение Ёлки говорит о том, что она вполне освоилась у нас дома и начала демонстрировать свое привычное поведение:

  • Пару раз поскуливала, находясь на месте, но потом так же быстро успокаивалась;
  • На вечерней прогулке с визгом бросилась на сидящего неподалеку от подъезда дома кота;
  • Не хотела возвращаться с прогулки и упиралась всеми четырьмя лапами, и мне пришлось почти силой тащить ее домой;
  • Во время мытья лап начала кусать мои руки.

Все это нормально для собаки только приступившей к дрессировке.

Моя задача – постоянно следить за необходимым для обучения уровнем пищевой мотивации и создать общий алгоритм нашего взаимодействия во всех, потенциально конфликтных ситуациях. Впоследствии все созданные у собаки новые формы взаимодействия с человеком, будут перенесены на улицу, в обычные городские условия. Последняя фаза дрессировки – обучение охотничьей специальности в лесу. То есть там, где мы будем использовать собаку. В городе – это компаньон, на охоте – помощник при поиске и добыче дичи.

Условие эффективного обучения

Как я уже отмечал в начале статьи, сейчас наша подопечная начинает осваивать новую схему жизни: выгул, обучение, поение, отдых. Никакая другая информация психологического характера не должна перебить ту, которую она получила на уроке. Поэтому мы приучаем собаку вне занятий находиться на своем месте. Именно во время отдыха, у нее в голове идет когнитивный процесс усвоения полученной ею в ходе занятия информации.

Вступительные упражнения и подзыв

Я повторяю стандартные четыре упражнения:

  1. Сьешь корм по команде «Ешь»;
  2. Следи за рукой и съешь корм по команде;
  3. Не реагируй на открывающуюся дверь клетки;
  4. Не выскакивай в открытую дверь.

Ёлка еще не привыкла есть сухой корм, поэтому он не может привлечь ее внимание при обучении ее не реагировать на открываемую дверь клетки.

Чтобы предупредить самостоятельное покидание клетки собакой, я осторожно беру ее за ошейник и дав команду «Ко мне», подвожу ее к себе. Сажаю. Даю корм. И пока она его грызет, пристегиваю к ошейнику поводок. Она вскакивает. Я снова ее сажаю. Устанавливаю зрительный контакт. И после того как она на секунду посмотрела мне в глаза, после команды «Гуляй» перевожу ее в свободное положение.

Работа с гантелью

В целом наше сегодняшнее занятие снова будет посвящено работе с гантелью, т. к. собака проявляет к ней интерес.

Я показываю собаке гантель и тут же прячу ее. Показываю и снова прячу. Елка хочет ее схватить, рычит. Наконец, я дав команду «Апорт» я даю ей возможность схватить гантель и сразу забираю ее, дав команду «Дай».

Так моя подопечная постепенно осваивает обучающий алгоритм при апортировании гантели. В какой-то момент собака поймет, что от нее требуется и начнет хватать и отдавать гантель по соответствующей команде.

А пока мы продолжаем. Во многом такой игровой формат работы подразумевает доскональное знание технологии обучения и некоторую ловкость рук, которая приобретается с опытом. Я не знаю, что сделает собака в следующий момент. И мне нужно успеть вовремя дать ей команды соответствующие моменту команды «Апорт» или «Дай», и подкрепить нужное поведение кусочком корма.

Зрительный контакт

Параллельно я обучаю Елку устанавливать зрительный контакт — то есть смотреть мне в глаза, когда я окликаю ее по имени. Она следит за моей рукой с кормом. И когда я подношу руку с кормом к своему подбородку, наши взгляды встречаются. Так она учится смотреть мне в глаза, не воспринимая мой взгляд как проявление агрессии и доминирования.

Иерархическое взаимодействие с собакой у клетки

Как всегда мы начинаем работу у клетки с разучивания первой формы социального взаимодействия — Уходи на место по команде «Место». Однако, на данный момент клетка в сознании ягтерьера Елки связана с негативом (она не привыкла к долгому нахождению в ней). Поэтому, Ёлка не обращает внимания на брошенный в клетку корм и не желает заходить в клетку (корм ее не интересует). Мне нужно изменить эту ее эмоцию на противоположную — чтобы Елка воспринимала клетку как свое логово, где она может отдохнуть после работы.

Сделать это можно только при помощи корма — то есть положительного подкрепления. Для этого, в свою очередь, нужен другой уровень мотивации. Чтобы брошенный кусочек стал для собаки достаточным поводом без раздумий бежать в клетку.

Я повторяю упражнение. В этот раз Ёлка забегает в клетку, но тут же делает попытку выскочить обратно. Я не позволяю ей это сделать и вывожу ее только после команды «Гуляй», предлагая ей корм после выхода из клетки.

В третий раз я пробую обойтись без команд и кидаю корм в клетку просто так. Пусть Елка зайдет туда самостоятельно, без принуждения.

Не заходя в клетку, она съедает пару кусочков. Потом заходит. Съедает еще один, разворачивается. И я вывожу ее из клетки, дав команду «Гуляй».

На этом я решаю закончить нашу вечернюю работу, поскольку Ёлка начала отвлекаться от выполнения упражнений. Корм перестал ее интересовать. Следовательно, пора завершать занятие.

Поение собаки

Итак, выполняя упражнения, Ёлка наелась. Сухой корм вызвал у нее чувство жажды. А это прекрасный повод поработать еще немного.

Я наливаю воду в миску из большой банки. Одергиваю собаку когда она без команды тянется к воде. Даю ей корм за то, что она прекратила попытки без команды утолить жажду. Сразу после поедания корма даю команду «Ешь» и собака начинает пить воду.

Теперь нужно отработать расставание с ресурсом по команде. Даю команду «Брось» и оторвав поводком морду собаки от воды, сразу предлагаю ей корм на открытой ладони.

Елка очень хочет пить. Поэтому я, без установления зрительного контакта, сразу даю разрешающую команду «Ешь».

Процесс формирования иерархического взаимодействия Елки с человеком, то есть со мной, идет медленно. Но, я уверен, что в конце этой недели собака начнет работать на полную мощь, раскрывая свои способности.

Уход на место и окончание работы

Чтобы отправить Елку в клетку мне приходится применить небольшое насилие, поскольку самостоятельно идти на место она не желает. Для этого я сначала кидаю на место корм. Отстегиваю поводок от ошейника. И насильно заталкиваю Елку в клетку (благо, она маленькая собака), успевая быстро закрыть за ней дверь.

А чтобы собака забыла негатив, вызванный таким «расставанием», я даю ей сухожильную кость, заправленную лакомством.

Именно во время отдыха, у Ёлки в голове идет когнитивный процесс усвоения полученной ею в ходе занятия информации.

Оказавшись в клетке, Ёлка подбирает с пола кусочки корма, брошенные мною в клетку ранее, и не обращает внимания на косточку. Вероятно, она заинтересуется ею позднее, поскольку грызть кость после окончания занятия требует тоже какого-то времени на обучение.

Ёлка — великолепная ученица и настоящий ягдтерьер. То есть рабочая, доминантная собака. В породах норных собак таких особей очень много. Их специально выводят для борьбы со зверем в норе — то есть на чужой, незнакомой территории. Для такой работы нужен повышенный уровень эмоциональной агрессии, которая у рабочих собак является хозяйственно-полезным признаком. Этой агрессии надо обязательно дать нужную нам форму реализации и поставить под стимульный контроль. Только в этом случае, собака будет безопасной как для своего владельца, так и окружающих.

Другие статьи о ягдтерьере Елке:

  1. Дрессировка ягдтерьера. История Елки;
  2. Дрессировка ягдтерьера Елки. День первый.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять − девять =

Translate »