К. Н. Плосков, биолог-исследователь агрессивного поведения у собак, создатель методики Лидерско-Ролевого обучения собак (ЛИРОС), специалист по рабочим качествам РКФ (Российской Кинологической Федерации)
В. К. Плоскова, специалист по коррекции проблемного поведения у собак
В связи с преобладанием коммерческого разведения собак для нового их использования в качестве компаньона («члена семьи» или «друга»), заводчики перестали заниматься выбраковкой щенков с потенциально проблемными психотипами (трусливым и доминантным), а также сотрудничать с дрессировщиками-прикладниками, которые раньше «ставили клеймо качества» на работе заводчика направляя его работу в нужном направлении. В результате этих тенденций в современном собаководстве, число собак с проблемным поведением и число социальных конфликтов в обществе увеличивается. Разработанная нами методика Лидерско-Ролевого обучения собак (ЛиРОС) более эффективно исправляет вредные привычки у собак разного возраста, пола и породной принадлежности, чем традиционные методы.
Коррекция проблемного поведения собак, вредные привычки у собак, доминантный и трусливый психотипы собак, методика лидерско-ролевого обучения собак – ЛИРОС.
Собаки с проблемным поведением. Почему мы стали обращать на них внимание?
Первое десятилетие 21 века характеризуются усилением следующих тенденций:
- Концентрация населения в городах;
- Повышение стандартов качества жизни у городского населения;
- Снижение интереса со стороны владельцев собак к их традиционному использованию в охране, на охоте, в спорте;
- Появление принципиально нового использования собак в качестве «компаньона», «друга», «члена семьи»;
- Новое использование собак приводит к ее очеловечиванию (антропоморфизму).
Сложившиеся условия вызвали повышенный спрос на собак-компаньонов и привели к снижению требований к психическим характеристикам у собак со стороны заводчиков. Отбор собак, стал преимущественно вестись по внешним признакам – экстерьеру.
Из-за отсутствия селекционного отбора, в потомстве собак стали все чаще появляться особи нежелательных и потенциально проблемных психофизиологических типов — доминантных (агрессивных) и трусливых, которые раньше подлежали обязательной выбраковке специалистами, как не поддающиеся дрессировке и управлению традиционными методами. Эти собаки все чаще стали приобретаться рядовыми любителями.
Все эти факторы привели к тому, что с одной стороны, у собак, живущих в комфортабельных условиях города стало проявляться много форм нежелательного поведения, а с другой, повышение гуманности общества не позволяет владельцам проблемных собак сразу избавиться от них, вынуждая искать способы исправления даже таких крайних форм нежелательного поведения, как агрессия и трусость.
Собака, попадая в семью владельца, пытается разобраться в новой среде обитания и, по своему «понимая» ее, формирует поведение, наиболее эффективно приводящее к достижению собственных целей (получению ресурсов жизнеобеспечения).
Поэтому, проблемное поведение собаки, по нашему мнению, всегда является ее «адекватным» ответом на поведение окружающих ее людей и той обстановки, в которой она проводит большую часть жизни. Иначе, говоря, владелец собаки и члены его семьи являются главными виновниками того поведения у своего питомца, которое их же и не устраивает.
Проблемное поведение у собак можно условно разделить на следующие группы:
- Проблемы, связанные с ранними этапами индивидуального развития собаки (щенячьи): нечистоплотность, порча домашних вещей.
- Проблемы, связанные с неправильным обращением с собакой: навязчивое поведение (скулит, прыгает на владельца), спит на диване (кровати, кресле), выпрашивает, ворует еду;
- Проблемы, связанные с высокими рабочими способностями у собаки: высокая подвижность, преследует движущиеся объекты (велосипедистов, машины, кошек, птиц);
- Проблемы, связанные с психотипом собаки: доминантным (агрессивным) и трусливым (кусает руки, ноги; защищает пищу, свое место; нападает на собак или, наоборот, всего боится);
- Проблемы, связанные с грубым (агрессивным) обращением владельца с собакой, при его попытках исправить возникшую проблему или неправильным обучением: убегает на прогулке, не слушается.
К сожалению, большинство профессиональных дрессировщиков собак и специалистов по коррекции проблемного поведения, не учитывают факторы, лежащие в основе развития проблемного поведения у собак, а большинство их рекомендаций сводятся к насильственным методам, призванным «исправлять» уже сформировавшуюся привычку. Иначе говоря, при попытках исправить проблемное поведение у собак, начинают воздействовать на «вершину айсберга», не понимая, что истоки проблемы лежат глубоко в его основании. Именно по этой причине, по нашему мнению, столь популярно среди собаководов наказание собак («покажи ей, кто в доме хозяин»), вместо обучения их новому, бесконфликтному поведению.
Любое поведение у собаки, которое не нравится ее владельцу, непосредственно связано, во-первых с поведением владельца и членов его семьи, а во-вторых, является частью целой системы разнообразных и, на первый взгляд, не связанных с проблемным поведением собаки, широким спектром проявлений ее жизнедеятельности. Иначе говоря, любая вредная привычка у собаки является частью Системы Жизни собаки в человеческом обществе.
Мы считаем, что для того, чтобы эффективно исправить конкретную вредную привычку у собаки, необходимо полностью изменить:
- Убеждения владельцев (их взгляды) на природу собаки и то, чего ей действительно необходимо для полноценной жизни;
- Изменить привычки взаимодействия человека с собакой;
- Кардинально изменить поведение у собаки.
Все это достигается обучением владельца и собаки новым правилам взаимодействия в повседневной жизни.
Мы апробировали следующую схему коррекции нежелательного поведения у собак, которая оказалась очень эффективной для исправления у них широкого спектра поведенческих проблем.
Коррекция проблемного поведения с использованием методики ЛИРОС.
При исправлении вредных привычек у собак, мы придерживались следующей последовательности обучения, как владельца, так и его собаки.
1 . Приучение собаки к месту (к домашней клетке) позволяло решать следующие задачи:
- Разрывались старые, неконструктивные (конфликтные) взаимоотношения человека и собаки;
- Владельцы отучались от привычки постоянного общения с собакой, ее чрезмерной ласки;
- Владельцы учились новым, конструктивным и бесконфликтным формам взаимодействия с собакой;
- Собака отучалась манипулировать владельцем, требовать от него общения, ласки и т.п.;
- Собака отучалась портить домашние вещи;
- В доме владельца территория разделялась на личную территорию владельцев (спальня, кухня), личную территорию собаки (клетка) и территорию общего пользования (гостиная, коридор);
- Находясь в клетке (своем логове), собака приучалась к чистоплотному поведению, ожидая, когда ее выведут для оправления естественных потребностей.
2 . Обучение иерархическому взаимодействию при кормлении (поении) собаки:
- Собака обучалась не бороться за ресурс пищу (воду) и подчиняться воле владельца, ожидая от него разрешающего сигнала к приему пищи (воды), а также прекращала есть (пить) после соответствующего сигнала.
3 . Обучение собаки борьбе с условным противником ухваткой (толстым жгутом):
- Собака обучалась реализации инстинкта защиты ресурсов, борясь с ухваткой;
- Данное поведение собаки не только направлялось на данный объект (канализировалось), но и ставилось под стимульный контроль владельца (не хватай без команды, хватай по команде, отпускай по команде), подчиняя воле владельца инстинкт защиты у собаки и его реализацию;
- Данное обучение также давало возможность дать собаке необходимую физическую нагрузку, укрепляя взаимоотношения человека и собаки.
4 . Обучение собаки апортированию гантели (нахождению и принесению разных предметов):
- Собака обучалась находить и приносить гантель (другие предметы), реализуя свое желание находить и носить их;
- Апортирование гантели позволяло дать физическую нагрузку собаке и при этом укреплять ее доверие к человеку;
- Собака подчинялась ведущему, поскольку апортировала гантель только после соответствующей команды, безукоризненно и быстро приносила гантель и отдавала ее ведущему по соответствующей команде.
5 . Обучение собаки иерархическим правилам прохода дверей (не проходи дверной проем без команды, проходи его по команде):
- При таком обучении, собака не только лишалась инициативы при проходе дверных проемов (выскакивания в открытую дверь), но также лишалась возможности манипулирования владельцем, требуя от него быстрого вывода на прогулку.
6 . Обучение собаки не реагировать на посторонние движущиеся и неподвижные объекты (людей, в том числе маленьких детей; велосипедистов, машины, собак, кошек, птиц):
- Собака переставала реагировать на посторонние объекты, а в незнакомых ситуациях смотрела на ведущего, ожидая от него соответствующего ситуации сигнала.
Все перечисленные обучающие задачи достигались за полтора два месяца ежедневных дрессировок (во время кормления собаки) и закреплялись в виде привычки в течение последующих шести месяцев жизни с собакой по новым правилам.
Известно, что легче предупредить возникновение вредной привычки у собаки, чем потом ее исправлять. Популяризация новой методики лидерско-ролевого обучения собак (ЛИРОС) среди собаководов позволит им выращивать собак с бесконфликтным поведением, что, в конечном счете, значительно снизит количество конфликтов в обществе.
Список используемой литературы
- Аскью Г. А. Проблемы поведения собак и кошек. Руководство для ветеринарного врача. Пер. с нем. – М.: Аквариум, 1999. – 624с.
- Выращивание, воспитание, дрессировка и натаска охотничьих собак за рубежом. Руководство. Пер. с нем. и обработка книги д-ра Ф. Грандерата Дрессировка и натаска собак. – М.: 1991. – 88 с.
- Дойдж Н. Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга. Пер. с анг. – М.: Эксмо, 2010. – 544с.
- Доманже Р. Дрессировка Фрама: дрессировка и натаска молодой подружейной собаки. Письма к дядюшке Клодомиру. Пер. с фр. – Н. Новгород: СММ, 1993/ — 173 c.
- Дьюет Ф. К., Дьюет Д. К-9 – собака для охраны и защиты собственности и бизнеса.-М.: Центрполиграф, 1997.-236с.
- Оверолл К. Клинические методы коррекции поведения собак и кошек. Пер. с англ. – М.: Софион. 2005.- 641с
- Коппингер Л., Коппингер Р. Собаки. Новый взгляд на происхождение, поведение и эволюцию собак. Пер. с англ. – М.: Софион, 2005. – 338 с.
- Плосков К. Н. Новая методика лидерско-ролевого обучения собак (ЛИРОС). Курс начальной дрессировки. – СПб.: Изд-во. Политехн. ун-та, 2010. – 156с.
- Руководство по поведенческой медицине собак и кошек. Пер. с англ./под ред. Д. Хорвиц, Д. Миллса, С. Хи – М.: Софион, 2005.- 368с
- Фишер Дж. О чем думает ваша собака. Пер. с англ. – СПб.: Азбука, 1999. – 304 с.