Этот урок мы снимали на видео. К сожалению, мы еще не научились обращаться с недавно купленным фотоаппаратом и не знали, как выбрать правильную экспозицию. Поэтому получился недоэкспонированный материал. На видео, конечно, все видно. Но снятые с него фрагменты – фотографии очень неудачны. Приношу читателям свои извинения.
Обращаю Ваше внимание, что косым шрифтом (и фиолетовым цветом) я выделил описание моих действий, а прямым — комментарий к ним.
Буду благодарен, если подскажете, каким цветом лучше выделять уроки.
Уборка вольера и выгула.
Взяв в руки ведро, веник, совок и горсть корма, подхожу к двери вольера. Варг стоит напротив и внимательно смотрит на меня. Открываю дверь, окликаю собаку по кличке – «Варг!» и вхожу в вольер. Собака уходит в будку.
Вслед, одновременно с командой «Место», бросаю в будку корм .
Ставлю напротив вольера у двери ведро для мусора — «символ» уборки вольера. И начинаю подметать пол.
В это время Варг, доев корм, делает попытку выйти из будки. Сразу окликаю его – «Варг!», делаю шаг к будке, и наполовину высунувшаяся собака, пятится назад. Повторяю команду — «Место» и бросаю вторую горсть корма в будку.
Пока собака ест, подбирая кусочки корма с пола будки, я продолжаю уборку помещения, а когда вижу, что он доедает корм, то добавляю ему еще одну порцию корма – «Место».
Уборка закончена. Бросив последнюю горсть корма в будку («Место»), беру инвентарь и выхожу из вольера.
Дрессировка – основная часть.
Перехожу к основной части сегодняшнего урока.
Задача 1. Научить собаку, услышав кличку, смотреть в глаза дрессировщику, а по команде «Ешь» – съедать корм с руки.
Снова подхожу к двери вольера, и Варг, не дожидаясь команды, сразу убегает в будку. Он стоит в будке и смотрит на меня.
Среднеазиатская овчарка, Нора, которая живет в соседнем вольере, сразу занимает «место для зрителей». Она запрыгивает на свою будку, затем встает передними лапами на разделяющую вольеры перегородку и следит за дрессировкой Варга через щель между верхними досками.
Окликаю собаку – «Варг!» и подношу руку с кормом к своему подбородку. Смотрю внимательно ему в глаза, а затем даю команду «Ешь» и протягиваю руку с кормом к решетке двери. Собака выбегает из будки и съедает корм с открытой ладони, после чего сразу убегает в будку.
Такое поведение Варга говорит о том, что он не очень доверяет мне и знает, где можно спрятаться от моего влияния.
Снова повторяю прием и на этот раз, Варг съедает корм и остается возле двери вольера.
Делаю еще две пробы, чтобы закрепить это поведение. Задача по установлению зрительного контакта и поеданию корма с руки по команде «Ешь», выполнена, и я перехожу к следующей.
Задача 2: подходить к дрессировщику по команде «Ко мне» и садиться перед ним.
Открываю дверь, даю команду «Место» и вхожу в вольер. Варг сразу убегает в будку, вслед ему я бросаю несколько кусочков корма.
Подношу руку с кормом к носу собаки, даю команду «Ко мне» и делаю попытку выманить собаку из будки. Но Варг не реагирует на корм и не выходит. Вместо этого, он снова начинает искать корм в будке.
Собака не хочет идти на прямой контакт со мной. Чтобы выманить собаку из будки, применяю обходной маневр.
Снова подношу руку с кормом к носу собаки, после чего даю команду «Гуляй» и бросаю корм на пол перед будкой. И Варг сразу выскакивает из будки и начинает подбирать корм с пола вольера.
Еще раз пробую подозвать собаку к себе (Ко мне), но Варг не подходит, и я снова отступаю, упрощая задачу. Ведь для меня важно, чтобы он как можно больше съел корма, не важно, какие слова-команды я буду при этом произносить.
«Варг!» — «Ешь» — я протягиваю к нему руку с кормом, и Варг без колебания делает шаг в мою сторону и съедает корм с ладони!
Это небольшой, но явный успех собаки! Съев корм, Варг сразу убегает в будку, и я снова делаю попытку выманить его из убежища.
Варг (зрительный контакт) – Ешь (протягиваю к морде ладонь с кормом и сразу отвожу ее от будки). На этот раз Варг тянется за кормом, выходит из будки, подходит ко мне и съедает корм с руки!
Еще один успешный шаг собаки навстречу дрессировщику! Ну, скажите, на милость, какая мне сейчас разница по какой команде собака подошла ко мне?
После этого он садится передо мной и смотрит на меня. Это очень хороший признак. Раз собака садится, значит она внутренне расслаблена и не испытывает с моей стороны иерархического давления!
Раз Варгу нравится, то пусть подходит ко мне по команде «Ешь»!
Подношу руку с кормом к носу сидящей собаки, даю команду Ешь, после чего отступаю на шаг и отвожу руку от собаки. Варг вскакивает, делает шаг в мою сторону и съедает корм с вытянутой руки.
Еще один шаг навстречу друг к другу сделан!
Идем дальше.
Подношу руку к носу собаки, даю команду Сидеть и поднимаю руку с кормом наверх. Варг задирает голову вверх, но так ему становится неудобно и он садится, сразу получая за это корм. При этом он, не задумываясь, съел корм с руки!
Теперь я должен сразу отменить команду и перевести его в свободное положение.
«Варг!» — (зрительный контакт) – «Гуляй» (опускаю руку от своего подбородка вниз и в сторону, раскрывая ладонь). Варг вскакивает и съедает корм с руки.
Повторяю упражнение еще один раз и возвращаюсь к предыдущей задаче – обучению подходить по команде «Ко мне».
Сначала делаю это без команды, чтобы собака сосредоточилась на движении и не отвлекалась на мой голос.
Без команды, подношу руку с кормом к носу собаки и начинаю манить ее к себе. Как только Варг сделал несколько шагов в мою сторону, я поднимаю руку вверх, вынуждая его сесть. Севшая собака сразу получает корм.
Возвращаю собаку в свободное положение (Варг – зрительный контакт – Гуляй).
Снова пробую подозвать собаку командой «Ко мне».
Подношу руку к носу собаки – «Ко мне», начинаю подманивать его к себе, показывая корм в ладони. Собака следует за моей рукой, затем, когда я поднимаю руку верх (вдоль своего тела к подбородку), он садится и сразу получает корм.
«Варг!» — зрительный контакт – «Гуляй» (перевожу его в свободное положение).
Повторяю упражнение и снова успех – Варг подходит ко мне по команде!
Корм с руки он хватает жадно, часто больно прикусывая кожу. Я чувствую, как мощны его челюсти и понимаю, что он вовсе не собирается прятать от меня присущую ему агрессию.
Задача 3: – научить Варга, не реагировать на мою левую руку с поводком во время пристегивания его к ошейнику.
Делаю я это следующим образом.
Подзываю собаку, сажаю перед собой, а затем, давая команду Ешь, подношу к носу собаки правую руку с кормом, а другой (левой), с карабином поводка в ладони, касаюсь сбоку головы собаки.
Так я не только приучаю Варга не бояться приближения к голове и шее своей левой руки с поводком, но и начинаю обучать его находиться в сидящей позе необходимое мне время, дожидаясь команды отпуска – Гуляй. То есть отрабатываю параметр «ожидание» в его прикладной, а не спортивной (формальной) форме.
Повторив упражнение еще два раза, перевожу Варга в свободное положение. Не забывайте – «Варг!» — зрительный контакт – «Гуляй» (собака, вскочив на четыре лапы, получает корм).
Искусство дрессировщика заключается в том, чтобы собака не успела почувствовать что-то неладное и не испугалась. Так как испуг у доминантных собак вызывает агрессивную реакцию!
На всякий случай Варг проверил пути возможного отступления и, воспользовавшись минутной паузой, сбегал в будку, а затем снова вышел из нее. Это очень хороший знак. Собака проверила путь к отступлению, но готова продолжать наше сотрудничество!
А я решаю двигаться дальше.
Снова подзываю и сажаю перед собой собаку. «Сидеть» – даю корм и одновременно приближаю левую руку к шее собаки.
«Сидеть» – правой рукой даю корм, а левой рукой беру болтающийся конец ошейника и поворачиваю ошейник так, чтобы кольцо заняло удобное для пристегивания карабина положение.
«Сидеть» – даю корм, а левой рукой пристегиваю карабин к ошейнику.
Варг – зрительный контакт – «Гуляй!» (перевожу его в свободное положение).
Ура! Собака у меня в руках, то есть на поводке! И можно приступать к дрессировке Варга по курсу начальной дрессировки ЛИРОС.
Задача 4: разучить первую и вторую формы социального взаимодействия у первого ресурса – Чашки
Первая форма социального взаимодействия: по команде Ешь – съешь корм в чашке:
Подношу руку с кормом к носу собаки, даю команду «Ешь», после чего маню его к чашке для корма и бросаю в нее корм. Варг следует за рукой и сразу съедает корм в чашке.
Подношу руку с кормом к носу собаки – «Варг!» (зрительный контакт) – «Гуляй» (делаю шаг в сторону от чашки и даю следующей за мной собаке корм с руки).
Примечание. Во время движения собаки к чашке вслед за рукой с кормом, левой рукой я слегка одергиваю за поводок, приучая собаку к этому информационному сигналу, означающему – «Не тяни поводок!».
Делаю еще одну пробу и перехожу к следующей задаче.
Вторая форма социального взаимодействия: без команды – не ешь корм в чашке:
Подношу руку с кормом к носу собаки, маню его к чашке для корма и бросаю несколько кусочков корма в чашку, другую часть корма оставляю в ладони.
Варг бросается к чашке, но я удерживаю его за поводок и предлагаю съесть оставшуюся в раскрытой ладони часть корма.
Варг не понимает, что от него требуется и не обращает внимания на предлагаемый ему корм. Тогда я решаю помочь ему.
Даю команду «Ешь» и снова протягиваю ему руку. Варг замечает корм в руке, съедает его и снова тянется к чашке с кормом.
Я окликаю его – Варг и оттаскиваю от чашки. Но отвести собаку от чашки не удается и мне ничего не остается делать, как разрешить ему съесть корм в чашке. Даю команду «Ешь» и отпускаю поводок.
Когда Варг съедает корм, устанавливаю зрительный контакт – «Варг!» – «Гуляй» (Варг следует за мной и сразу получает корм).
Снова повторяю упражнение. И на этот раз, остановленный поводком у чашки с кормом Варг, не только съедает корм с ладони, но и следует за мной по команде «Гуляй» от чашки.
Отведя собаку от чашки с кормом, я вновь устанавливаю зрительный контакт с собакой – «Варг!» и как только наши взгляды встречаются, даю команду «Ешь», жестом руки посылая его к чашке с кормом.
После поедания корма, снова устанавливаю зрительный контакт и отвожу его от пустой чашки.
Варг уже без сопротивления следует за мной, и я удивляюсь, как быстро он схватывает суть моих требований. Ведь со второй попытки упражнение получилось!
Можно переходить к повторению этих упражнений у второго «ресурса» – Будки (места для отдыха собаки).
Задача 5: разучить первую и вторую формы социального взаимодействия у второго ресурса – Будки (места для отдыха)
Первая форма социального взаимодействия: по команде «Место» – уходи в будку:
Подношу руку с кормом к носу собаки, даю команду «Ешь», после чего маню собаку к будке и бросаю в нее корм. Варг следует за рукой с кормом, уходит в будку и съедает корм.
Как только его нос появился у лаза, я протягиваю руку с кормом, даю команду «Гуляй» и вывожу собаку из будки.
Поскольку это упражнение уже усвоено собакой, сразу перехожу ко следующему.
Вторая форма социального взаимодействия: без команды не уходи в будку:
Подношу руку с кормом к носу собаки и маню его к будке. Часть корма бросаю в будку. Варг делает попытку забежать в будку, но я останавливаю его, натягивая поводок и скармливая оставшуюся в ладони часть корма.
«Варг!», пытаюсь установить зрительный контакт, но собака как стрелка компаса неотрывно смотрит внутрь будки. Я оттаскиваю его от будки за поводок, а когда собака следует за мной, то даю команду «Гуляй» одновременно предлагая ей корм.
По сути, я предлагаю Варгу полноценный обмен. Вместо корма в будке, получи корм, который лежит на моей раскрытой ладони!
Разворачиваю собаку по направлению к будке. И, поскольку, устанавливать зрительный контакт с собакой не имеет смысла, отправляю ее в будку командой «Место», дополненной жестом правой руки, протянутой в направлении будки.
После поедания корма, даю команду «Гуляй» и вывожу Варга из будки.
Повторяю упражнение, и на этот раз Варг прекрасно справляется с ним. Везде, где требуется, он смотрит мне в глаза и это очень большое его достижение.
Как видите, вся схема упражнений аналогична упражнениям у ресурса «Чашка», меняются только команды. Вместо «Ешь», дается команда «Место»!
Я не перестаю удивляться той скорости, с которой собака схватывает предлагаемую ей обучающую информацию!
Ускоренно повторяю все упражнения данного урока:
- «Ко мне» – подход, посадка, зрительный контакт, перевод в свободное положение – две пробы
- Чашка (первая форма – по команде «Ешь» съедай корм в чашке) – одна проба
- Чашка (вторая форма – без команды не ешь корм в чашке) – одна проба
- Будка (первая форма – по команде «Место» уходи в будку) – одна проба
- Будка (вторая форма – без команды не уходи в будку) – одна проба
Все упражнения Варг делает правильно, без ошибок. Мне остается только напоить собаку и на этом закончить урок.
Варг стоит рядом со мной, я осторожно протягиваю руку к ошейнику и отстегиваю поводок. Затем подношу руку с кормом к носу собаки, даю команду «Место» и отправляю его в будку.
Пока он ест корм в будке, я выхожу из вольера, чтобы взять емкость с водой.
Задача 6. Поение собаки
Подхожу к двери вольера, открываю дверь, окликаю собаку – «Варг!», даю команду «Место» и захожу в вольер.
Варг уходит в будку, вслед ему я бросаю горсть сухого корма.
Пока Варг подбирает корм с пола будки, наливаю в чашку воду. Доев корм и высунувшись из будки, Варг начинает пить воду.
Его мучит жажда и никакие команды не способны оторвать его от воды. Мы сделали сегодня немало, я доволен проделанной работой. Последний раз бросаю взгляд на жадно лакающую собаку и выхожу из вольера.
Используемые приемы.
Сегодня я на практике дрессировки Варга показал применение нескольких важных положений:
- При обучении Варга я использовал пищевое подкрепление
- Идти к цели необходимо маленькими шагами, используя метод постепенного приближения
- Надо быть всегда готовым отступить от схемы и предложить собаке форму упражнения, с которой она, безусловно, справится
- Иметь чувство такта и не перегружать собаку лишними повторениями одного и того же упражнения
- Следить за заинтересованностью собаки в предлагаемых заданиях
- Всегда радоваться достижениями питомца – собаки это очень хорошо чувствуют
- Работать с собакой только в хорошем, приподнятом настроении
Результаты и выводы.
Напомню сегодняшние достижения ризеншнауцера Варга:
- Варг перестал прятаться в будке и пошел на контакт с дрессировщиком
- Освоил обучающий алгоритм (последовательность действий дрессировщика при освоении приемов)
- По команде «Место» — уходит в будку и сидит там, ожидая команды «Гуляй» (разрешение покинуть будку)
- После команды «Ко мне» — стал подходить и садиться
- По команде «Гуляй» — переходит в свободное положение, а если дрессировщик находится в движении, то Варг следует за ним
- Садится по команде «Сидеть» и жесту руки
- По команде «Ешь» — съедает корм в чашке для корма
- Без команды – не подходит к чашке, а следует за дрессировщиком, ест корм по команде «Ешь»
Конечно, это еще стадия «объяснения» собаке моих требований. Это еще не послушание, но значительный шаг к нему, поскольку сегодняшнее занятие показало, что все эти обучающие схемы теперь понятны собаке, и можно переходить к тренингу, набирая необходимое для создания привычки количество повторов.
Сегодня мы с Варгом сделали очередной и очень большой шаг навстречу друг к другу через освоение упражнений программы начальной дрессировки ЛИРОС.
Варг необычайно контактная, быстро схватывающая все на лету собака. Напомню, что по моим наблюдениям, доминантные (агрессивные) собаки более обучаемы (в первую очередь – формам социального взаимодействия), по сравнению с собаками других психофизиологических типов. И ризеншнауцер Варг не стал исключением из этого правила!