На следующий день утром, я уехал в Петербург, чтобы проконсультировать владельцев суки английского бульдога по кличке Майя.
Вернулся домой только вечером.
Выпиваем с дочерью по чашке чая и, захватив фото аппаратуру спешим к Варгу. Как там наша собака?
Подходим. В машине собаки нет. Идем к вольерам. В одном из них, предназначенных для ризеншнауцера, на полу лежит что-то большое и черное. Подходим ближе, видим лежащую на полу собаку, которая при нашем приближении даже не подняла голову!
Варг, что с тобой?
Я начинаю беспокоиться, но тут подходит Андрей и с ироничной усмешкой успокаивает нас: «Да не волнуйтесь, вы, просто Варг отдыхает!».
Мы стоим с дочерью у решетки вольера, смотрим на блаженно растянувшегося на полу во весь свой немалый рост ризеншнауцера и слушаем рассказ о его чудесном избавлении. Собака лежит совершенно неподвижно, но мы видим, как из-под густой и длинной челки за нами с живым интересом внимательно следит большой круглый черный глаз.
Вот что произошло в наше отсутствие.
В этот день Андрей принял твердое решение перевести собаку в вольер. Днем, когда солнце уже стало припекать, он подошел к машине чтобы напоить собаку. Воду он давал по схеме, которой мы придерживались в течение последних дней, то есть, предварительно окликая собаку и устанавливая с ней зрительный контакт. Наблюдая за пьющей воду собакой, Андрей почувствовал, что Варг спокоен и готов к сотрудничеству. И все же, для подстраховки, позвал на помощь дочь.
Достал намордник и поднес его к морде собаки. Варг осторожно обнюхал незнакомый предмет, а затем позволил надеть его и даже подтянуть ремешки крепления. Казалось, что Варг догадался, что путь к свободе лежит через эту малоприятную процедуру и хотел сказать — «я сделаю все, что угодно для вас, только выведите меня отсюда».
В вольере он повел себя так, словно это был его родной дом. Позволил отстегнуть поводок и снять намордник.
А вот среднеазиатская овчарка Нора, которая находилась в соседнем вольере, была сильно возмущена новым соседством . Почуяв Варга, она пришла в ярость и начала с лаем прыгать на разделяющую вольеры перегородку, пытаясь добраться до новичка.
Пришлось Андрею зайти в вольер к Норе и поднять высоту стены, набив еще несколько поперечных досок. Обученная собака сразу ушла в будку, где и просидела до окончания строительства, не мешая работе.
Пока я выяснял подробности, Варг встал, потянулся и приблизился к решетке вольера. Что ж, пора мне начинать дрессировку собаки.
Годы работы с агрессивными, могущими укусить и действительно кусающими собаками, выработали у меня профессиональные навыки, позволяющие избежать нападения. Я знаю, что собака обычно нападает, когда неправильно понимает действия человека, видя в них угрозу своей безопасности. Поэтому обращаться с незнакомыми собаками надо осторожно, давая им время на привыкание к дрессировщику и правильной интерпретации его поведения.
Конечно же, путь к сердцу собаки лежит через ее желудок, поэтому сначала я проверяю у Варга уровень пищевой мотивации — будет ли он есть сухой корм?
Показываю собаке лежащий на ладони корм, произношу кличку (Варг!) и быстро поднимаю руку с кормом к своему лицу. Варг непроизвольно поднимает голову вверх, следя за «убегающим» от него кормом и наши глаза встречаются. Удалось! Зрительный контакт установлен! Тут же даю команду Ешь и бросаю несколько кусочков корма на пол вольера. Варг не спеша наклоняет голову и подбирает корм. Начало положено!
Покормив, таким образом, собаку перехожу к ее поению.
Наливаю в чашку воду и, приоткрыв дверь вольера, ставлю ее на пол – Ешь! Собака спокойно подходит и аккуратно, без брызг, начинает лакать. Утолив жажду, он вновь готов к продолжению работы.
Продолжаю кормить собаку, бросая корм на пол в приоткрытую дверь. Но тут меня поджидает сюрприз. Неожиданно Варг предпринимает попытку выскочить из вольера. Он быстро просовывает голову в приоткрытую дверь, и я едва успеваю крикнуть – «Варг!» и прижать его голову к дверному косяку коленом.
Такое может выдержать не каждая собака, и я был готов к тому, что Варг укусит меня за ногу. Но ничего не произошло! Он быстро отшатнулся и смотрит на меня так, словно ничего не случилось. Да, нервы у Варга железные! На меня смотрит настоящая служебная собака!
Так началась дрессировка ризеншнауцера по кличке Варг.
День был трудным, но закончился для всех участников вполне благополучно.