Что это мы все о собаке, да о собаке. Ведь все решения принимает ее владелец, то есть Вы! Это от Вас зависит, пойдет собака в «школу» или нет, поскольку обязательного «среднего» образования для собак в наше время не существует!
И это хорошо, поскольку, в противном случае, это привело бы к такому же грандиозному падению качества дрессировки и деградации пород, какое происходило в нашем недавнем советском прошлом. Ведь тогда, для всех собак служебных пород (других не принимали в расчет) были обязательными посещение дрессировочных площадок и прохождение курсов: «цирковой» дрессировки – ОКД (общий курс дрессировки) и ЗКС – милитаризированного курса подготовки собак для лагерной охраны.
Я помню, как в 90-х годах разваливалась эта тотальная государственная система дрессировки собак – ДОСААФ (Добровольное Общество Содействия Армии Авиации и Флоту), как появились на рынке услуг первые свободные, не связанные с дрессировочными площадками дрессировщики и начался творческий процесс – поиск новых решений для новых задач – исправления нежелательного поведения у собак-компаньонов. И как запаниковали тогда чиновники этой сферы, когда власть и деньги стали утекать из их «заботливых» рук.
Но, к сожалению, они быстро оклемались и в короткое время (примерно за десять лет) снова прибрали все к своим «рукам». Хотя многих «вольняшек», почувствовавших «запах свободы» было уже не просто загнать назад в «стойло».
Но, вернемся, к владельцам собак, от которых, в конечном счете, и зависит то, сколько и каких дрессировщиков необходимо иметь обществу.
Посмотрим, что же заставляет владельцев собак тратить деньги и время на дрессировку своих любимцев? Какие мотивы лежат в основе принятия достаточно затратного для семейного бюджета решения?
- Наибольшее число владельцев собак беспокоит проблемное поведение их питомца, которое специалисты называют девиантным (отклоняющимся от общепринятых норм), а иногда — «вредными привычками». Считается, что все, что нам не нравится в поведении собаки можно исправить с помощью специальной обучающей стратегии, именуемой «коррекцией поведения». Это наиболее многочисленная и мотивированная группа владельцев собак, идущая до конца, то есть до решения поставленных задач
- Некоторые владельцы собак дрессируют своих питомцев, поскольку считают, что они должны получить хоть какое то «образование»
- Есть владельцы собак, которым интересен сам процесс обучения собаки
- Отдельные владельцы, желают научить свою собаку выполнять домашние обязанности (приносить тапочки, поводок и т.д.) или забавные трюки, веселя ими своих гостей и делая свою жизнь с собакой более интересной
- Все еще имеются любители, приобретающие собак для практического использования (для обеспечения безопасности, защиты собственности, для охоты)
- Заводчики ведут своих собак на дрессировочные площадки, поскольку только прохождение формального курса дрессировки, сдача экзамена и получение сертификата собакой, позволяет им использовать ее в племенной работе
- Спортсмены, все свободное время проводят на дрессировочной площадке, совершенствуя и оттачивая исполнительское мастерство своих подопечных, лелея надежду завоевать титул чемпиона на очередных соревнованиях по тому или иному виду спортивной дрессировки служебных собак
Как видите, мотивы, по которым владельцы собак приступают к их обучению, могут быть самые разные, но только последние две группы владельцев (заводчики и спортсмены) действительно нуждаются в профессиональной дрессировке своих собак на дрессировочной площадке в рамках одного из выбранных курсов спортивной дрессировки.
Доля этих владельцев собак (в сумме) от общей численности собаководов, составляет не более 10%!
Остальные владельцы собак (90%) должны учить своих питомцев в реальной обстановке: дома, на территории усадьбы, на прогулке, в поле и в формальной, спортивной дрессировке собак не нуждаются.
Представленная выше картина показывает, насколько велика нужда людей, имеющих собаку, в профессионалах, действительно умеющих дрессировать собак, то есть обучающих их конкретному «делу», а не формальным структурам, предназначенным только для сравнительной оценки «способности» индивида к выполнению абстрактной задачи. Что является тем же «ЕГЭ», только для собак.
Наблюдаемый же ныне большой крен в сторону дрессировочных площадок и формальных курсов дрессировки собак, я объясняю влиянием пропаганды и отсутствием объективной информации у населения. А также тем, что люди по-прежнему верят «Большому Брату» (роман Дж. Оруэлла «1984) и не прислушиваются к своему внутреннему голосу, который не обманывает.