Лидерско-Ролевое Обучение Собак

Когда надо начинать дрессировку собаки? Зарубежный опыт и мои открытия.

На дрессировочной площадке в минуты отдыхаВ каком возрасте начинают дрессировать собак на Западе?

Читая западную литературу, общаясь с их дрессировщиками, я был сильно удивлен, когда узнал, что они начинают дрессировку собак в возрасте трех месяцев!

Причем, сразу дрессируют их по прикладным, а не формальным курсам! А когда их собаки достигают возраста девяти-десяти месяцев, и когда мы только впервые начинаем задумываться, а не поучить ли нашу собаку «чему-нибудь и как-нибудь», их собаки уже сдают первые экзамены или проходят прикладные испытания, то есть становятся специалистами своего дела!

Но вот что меня поразило. Несмотря на столь раннюю дрессировку, у их собак также имеются проблемы поведения (вредные привычки)!

Это, в свое время, очень меня озадачило, и было стимулом к собственным исследованиям проблемы.

Мои открытия и мой опыт.

И начал я с того, что стал более внимательно наблюдать за развитием щенков.

Первая наследственная поведенческая программа, которую можно наблюдать уже у новорожденных щенков – борьба за ресурсы, а точнее за самый молочный сосок и самое теплое место, особенно, если мать со щенками живут в уличном вольере.

Кто занимался разведением собак, мог часто наблюдать следующую картину. Слепые щенки тыкаются в живот матери в поисках молока. И очень часто, какой-нибудь (самый крупный или наиболее активный) щенок всегда оказывается присосавшимся к одному из двух, самых молочных паховых сосков. Конечно, он был всегда сыт. А если холодно, то и согрет, поскольку всегда оказывался непосредственно возле теплого тела матери.

По мере роста щенков, наблюдательный заводчик замечает, что круг «ресурсов», за которые происходит ритуальная (не всегда) борьба между ними расширяется на глазах. Теперь щенки борются не только за пищу и тепло, но и за владение игрушкой, а порой и за нечто невидимое для нас, но очень значимое для них. То есть, борьба идет не только за видимые нам ресурсы, но и за нечто символическое, имеющее для щенков статусное значение (символы высокого положения).

Такое поведение щенков говорит о том, что они в конкурентной борьбе друг с другом учатся добывать и отстаивать важные для них витальные (жизненные) ресурсы. А главное – учатся лидерству и доминированию в среде сверстников.

Таким образом, лидерство и доминирование – есть главные особенности развития социального поведения у щенков.

И вместо того, чтобы кричать и лупить этого великолепного ученика, его надо дрессировать, обучая его новым правилам, приемлемым в человеческом обществе, получения всех важных для него «ресурсов». Не подавлять, а развивать все формы его социально ориентированного  поведения!

Мои эксперименты с обучением собак показали, что любая собака в любом возрасте готова учиться (и отлично учится) этим «правилам», то есть — БЕСКОНФЛИКТНОМУ поведению в обществе человека. Можно сказать, что любая собака не только всю жизнь ищет «свою» стаю, но даже готова создать ее вместе с представителем другого биологического вида — с человеком (дрессировщиком, владельцем, членами его семьи).

Но для этого необходимо учить ее не командам управления, не цирковым приемам, но взаимодействию с человеком в важных для собаки ситуациях, где интересы собаки и человека кардинально расходятся, а понимание ими друг друга (интересов каждого) – отсутствует.

Обучая ее такому взаимодействию, мы опираемся на социальную природу собаки и создаем первичный рабочий коллектив — «суррогатную стаю». А у собаки — открываем способности к дальнейшему обучению и развитию в любом, практически значимом для нас направлении.

Эту дрессировочную программу, по предложению зоопсихолога Зафаржана Раимжановича Душабаева, я назвал «Лидерско-ролевым обучением собак», сокращенно – ЛИРОС.

Эта методика позволяет нам начинать дрессировку собаки с двухмесячного возраста, и проверена на собаках в возрасте от двух месяцев до семи лет.

Выводы.

Итак, если Вы приобрели собаку, то, как можно скорее начните ее дрессировку по программе ЛИРОС. Вы вырастите великолепного компаньона, который:

  1. Будет вести себя адекватно обстановке (без Вашего, несомненно, мудрого «командования-руководства»)
  2. Не испортит Вам ни одной домашней вещи
  3. Не вызовет гневной реакции других людей (ваших гостей, знакомых, соседей)
  4. Станет неиссякаемым источником радости и вдохновения, продлив, таким образом, не только свою, но и Вашу счастливую жизнь

А это все, согласитесь, достаточно важные вещи!

Но если Вам важно, не послушание собаки, а просто нужно получить «диплом» по окончанию спортивного курса дрессировки (к слову сказать, его можно купить на любой станции московского метро), то, конечно, ведите своего питомца в «среднюю школу», тьфу, оговорился – на дрессировочную площадку. И обучайте его там по курсу ОКД хоть до конца жизни, поскольку послушной свою собаку Вы все равно не сделаете. Возрастные сроки начала дрессировки щенков там сейчас значительно снизились. Но, это, к сожалению, не связано с желанием улучшить качество работы.

Как всегда – Вы, владелец собаки являетесь субъектом принятия решений – Вам и выбирать.

И, конечно, задавайте вопросы, обязательно на них отвечу.

А мы тем временем, продолжим снимать уроки для видео курса ЛИРОС, который скоро будет представлен Вашему вниманию.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × четыре =

Translate »